вот что в интернете удалось нарыть :
Последняя четверть XVII века была временем, когда в Ярославле широко использовались многоцветные эмалевые, или ценинные изразцы. Их появление в середине XVII века связывают с деятельностью белорусских мастеров, выходцев из литовских земель. Они привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего. Кроме эмалей, ими применялась прозрачная коричневая полива, которая на красном черепке изразца имела красивые оттенки. В 70-е годы XVII века производства белорусских и московских мастеров тесно переплетаются, становятся трудно различимыми. Изразцами 80-х годов XVII века мастеров московской Гончарной слободы были украшены, в частности, церковь Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря в Угличе, Введенский собор Ярославского Толгского монастыря. В последней четверти XVII века в такой наряд оделись дома и печи, монастыри и храмы. Ярославль мог соперничать с Москвой обилием многоцветных эмалевых узоров. Этот декор обогатил в 80–90-е годы XVII века не только вновь возводящиеся храмы, но и ранее построенные церкви Ярославля. Пышность керамических облицовок расцветает в изразцовых поясах, лопатках, многосоставных клеймах, карнизах, наличниках ярославских церквей: Иоанна Златоуста и ее колокольни в Коровницкой слободе, Федоровской Богоматери за Которослью, Богоявления, в интерьере галереи церкви Ильи Пророка и особенно замысловато в церкви Николы Мокрого, Тихвинской Богоматери, Петра и Павла на Волге.
Среди излюбленных мотивов ярославских многоцветных изразцов можно выделить цветочную розетку, имеющую московский прототип. В Ярославле она имела более десяти видов. Она представляет бесконечные варианты полевых цветов. Такие изразцы, поставленные вертикально на угол и образующие лопатки, создают керамические композиции, характерные только для Ярославля. К широко распространенным мотивам относятся изразцы с птицами, реальными и фантастическими, в обрамлении разнообразных рамок. Часто на ярославских изразцах изображаются вазоны с цветами. Фризы украшает, как правило, орнамент в виде растительного завитка, который варьируется от сравнительно простой композиции к довольно сложным.
С изменением архитектурного стиля в эпоху Петра I, фасадные изразцы выходят из употребления. Это период безраздельного господства печных изразцов. Их развитие идет от рельефных к гладким с росписью на сюжеты и темы, почерпнутые из различных источников. Многие из них связаны с гравированными изданиями конца XVII – XVIII веков и изображают в занимательных рисунках излюбленные в XVIII века аллегории и символы. В столичных мастерских смена техники и художественных особенностей изразцов произошла быстро за счет внедрения практики голландских мастеров. В провинции переход к безрельефным изразцам происходил постепенно. Характерной особенностью печей в XVIII веке было то, что в их облицовке не повторялся один и тот же рисунок. В дворянских усадьбах и купеческих домах это были дорогие многоцветные изразцы «лучшей работы», с дорогой желтой краской, в состав которой входила так называемая «неапольская желть». В крестьянских жилищах – более дешевые синие или коричнево–зеленые рисунки, и не столь тщательно выполненные. В Ярославле в конце XVIII – первой трети XIX века делали хорошего качества изразцы с многоцветной, в том числе желтой краской, росписью. Сюжетные изображения на них дополнялись надписями, проникнутыми юмором, сентиментальным чувством, или назиданием: «любовь не дремлет», «читаю, а ладу не знаю», «друг мой со мною», «здесь мне место» и др.
Изготовлением изразцов в Ярославле занимались в Коровницкой слободе. По давней традиции и в XIX веке там работали керамические производства: М.А. Кубасовой, А.К.Опитина (1800 г.), С.Н.Звягина (1855 г.), И.И.Коченина (1864 г.), А.А.Кочениной (1899 г.). Производство изразцов существовало в селе Владимирском Леонтьевской волости Мологского уезда и принадлежало А.И.Мусину–Пушкину. В середине XIX века в Рыбинске вырабатывались изразцы за рекой Черемхою на заводе купца К.П.Волкова (1865 г.). К концу XIX – началу XX века относится продукция изразечного завода В.А.Аксенова (село Никольское Панфиловской волости Рыбинского уезда). Его изделия отличаются красочной гаммой многоцветной поливы, техническим совершенством исполнения, разнообразием ассортимента. Кроме того, новоделы терракотовых плит и поливных изразцов завода Аксенова были первым опытом в деле реставрации керамического убранства местных памятников (в частности, терракотового декора палат удельных князей в Угличе).
М.Л.Фесенко