https://www.traditionrolex.com/13
27 страниц 1 ... 3 4 5 6 7 ... 27 >
Технология изготовления монетной матрицы
Пользователь
Регистрация: 25.10.2007
Откуда: ВБК

Сообщений: 3273
В друзьях у: 7
Голосов: 140 / 27
Интересует технология изготовления монетных матриц. Например в начале XlX в.
Развернуть ⇓
Изменено: огреС - 02.04.2015 15:44:50
Пользователь
Регистрация: 05.05.2007
Откуда: Москва

Сообщений: 1113
В друзьях у: 1
Голосов: 20 / 1
Цитата
Приветствую Всех!
Вот Boss - как раз тот, о ком я вам говорил

...
А плохих детей приносят дятлы...
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Уважаемые участники форума и гости!
Может всё-таки можно услышать ( прочесть ) как делаются подобные матрицы.
  Огромное Всем спасибо за участие.
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
Вообче-т я недавно вышел на связь после лечения кмпьютера, сюда заглянул случайно (меня ж попросили...)
Технологий изготовления любой матрицы (в т.ч. и монетной) кроме как "ручками" не знаю, так меня учил отец, его учил в ХРУ этнический обрусевший немец (но учил, надо сказать, на совесть)
делиться устно практически невозможно, да и обет мы дали бате на стороне мастеров не растить (он обжегся неск. раз серьезно).
Мне же на сегодня нужна единственная ед. оборудования: гидравлический пресс (и тот убитый донЕльзя, сами клинья подтягиваем, сальники меняем, масло заливаем и т.д.)
Все остальное (токарные миним. услуги,миним. фрезеровка, миним. плоская шлифовка)- на стороне, а часто обхожусь и без них (ручками-с)

На ЮвелирЭкспо (в Киеве), директор госп. Иванов тоже не верил пока мы не привезли шрабкугель, молоток, зубильца, сечки (из разверток, сверл и надфилей переточенные). Сказал: в след. раз будет мастер-класс, да так чтоб стружка летела во все стороны и работать смело, "наотмашь". Мы ответили, что бывает- рубишь сталь, а сам говоришь с коллегой, глядя назад...
Понимайте как хотите, но все кто сначала смеялся, после одного увиденного "вживую" не смеются а до сих пор просятся в ученики, предлагают от 1 до 10 шт. зелени за месяц обучения в зависимости от достатка
Жду вопросов, только серьезных, без подколов. И еще, тем кто мечтает царские монеты клепать не скажу ничего: сам не делал и вам не дам. Я сказал.
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Спасибо, что откликнулись. Если насчёт вопросов серьёзно, то:
- Чтобы сделать матрицу, Вы сначала режете паунсон, а потом её штампуете или сразу режете матрицу?
- Есть ли какой-то план работ общий для всех матриц или всё зависит от конкретного образца?
- Чем проверяете готовность матрицы? Пластилином?
- Если для конкретного изделия необходимо, чтобы был паунсон, входящий в матрицу, каким образом делается ( расчитывается ) допуск необходимый для присутствия металла между ними?
- Применяете ли при гравировании матриц какие-нибудь специальные трюки - типа зеркала под углом или кислот?
    Заранее благодарен.
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
Ну ничего себе вопросики "на минуточку"...  Или "профи" меня на "вшивость" проверяет?
Ладно попробую по пунктам (хоть думаю-впустую), кому покажется флудом- не стесняйтесь, намекайте- уйду к себе зализывать раны...

Вопросов 5, 4-й выпадает из обоймы, т.к. не про монетную матрицу, с него и начну:
4. Допуск на толщину металла для пуансона и матрицы обязателен при толщине изделия до 1,5 мм (то есть малой толщине) и для облойной штамповки (иначе будет "рвать металл вокруг перепадов рельефа") при высоком рельефе (выше 1 мм). Это предполагает что изделие одностороннее- а значит не медаль и не монета... но все же...  В идеале "занижать" рельеф пуансона необходимо переменно, от "0" до толщины металла (заготовки) и больше всего в тех местах где "конус" (крутизна рельефа) приближается к 90град.(отвесности). Мастер- пуансон (у нас- казенник) ни в коем случ. занижать не советую- он нужен для возобновления матриц, а чеканочный пуансон лучше занизить и опробовать раз и навсегда. Потом придавить "промежуточную" матрицу для пуансонов и с нее получать их сколько нужно: чек.пуансон как и чек.матрица- лишь рабочий расходный материал. Мы после 20 лет массовой чеканки изобрели свой путь глубокорельефной чеканки с "пластическим пуансоном"(как это мы называем)- технологи назвали этот метод беспуансонным.
Медали же и монеты в принципе чеканятся без пуансонов, двумя матрицами ("аверсной" и "реверсной"), что требует гораздо большей культуры производства, но зато операция "вырубки" там отменяется, т.к. чеканка "безоблойная", в жесткой обойме...
1. Классически, лет 20-25 назад сначала изготавливали только мастер-пуансоны, тратили на это месяцы. Сейчас 50х50, т.к. изобрели способ достаточно точной разметки (к вопросу 5), особенно это касается текстов. Работа "сразу в матрице" оправдана для рельефных орнаментов, вензелей, картушей, листьев (особенно дуба и лавра), выборки небольших площадок, изображений на большой площади с идеальным фоном (категорически противопоказана для портретов). Согласитесь, "выгребать" на казеннике весь фон, оставив лишь одну букву, добиваясь идеальной поверхности фона- глупо, когда можно "шлифнуть" и даже "полирнуть" матричку, дорезав потом изображение "в контррельефе". Если же качество рельефа не устроит- всегда можно "передавить" с полученной матрицы промежуточный казенник и доработать изображение до идеала "малой кровью".  Кроме этого Вы получаете мастер-пуансон для вечного хранения и возобновления утраченных матриц. Но это все для производств от 10 000 ед. и выше.  У нас был ежемесячный план 250 000 ед., на нем и отрабатывали свои "ноу- хау" :D
2.  Общий план работ для всех матриц существует, но корректируется под каждый новый заказ, а план таков:
- поиск подходящей заготовки (инструмент.сталь), желателен глубокий отжиг;
-простейшая токарн.обработка (сейчас проводим на стороне);
-разметка изображения и прорезка контура штихелями;
-выборка фона на пуансоне и рельефа на матрице;
-зачистка надфилями, штихелями, наждаками;
-закалка, отпуск, пробные оттиски (на алюминии)

3.  Промежуточный ПОСТОЯННЫЙ контроль пластилином (уже привычка: 2-3 серьезных реза- просмотр на пластилине). С годами пыль, грязь и опилки придают ему серо-зелено-черный цвет, идеальный для выявления деталей рельефа.
4.   Спецтрюки ("ноу-хау") конечно есть, их много, например:
-  не всегда давим пуансон на плоской матрице, применяем т.наз. "пупсик"- небольшой конус высотой до 5 мм в центре заготовки. Это устраняет образование "утяжин" в местах перепадов рельефа (если Вам это о чем то скажет...)
-  часто передавливаем с рабочей матрицы мастер-пуансон, который потом можно доработать,закалить и хранить для дела...  Для этого точим высокий конус (от 90 до 70 град.)
-  зеркала и кислОты не применяем (впервые слышу), только медный купорос в слабой Н2SO4 при разметке казенника-матрицы. Но зато придумали применять ч/б лазерный принтер для точной разметки изображений...

ФФФух... Надеюсь, не утомил? Убедительно ли и полно ль? С уважением за внимание. :wink:
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Спасибо громадное!
  Я не профи, хотя мы наверное одного возраста. Режу лет 25, с единственным отличием от Вас, режу всё, что придётся, включая дерево...Ваш ответ считаю ЛУЧШИМ из всех какие я получал, за несколько лет, на двух форумах....Огромное человеческое СПАСИБО!!


P.S. Если возникнут ещё вопросы, могу ли я Вас побеспокоить, отказ принимается тоже, так как Вы уже написали достаточно. Спасибо.
Пользователь
Регистрация: 03.01.2007
Откуда: Беларусь

Сообщений: 1038
В друзьях у: 4
Голосов: 102 / 5
А я хотел бы сказать, что надо подбирать металл, в котором будешь резать. Я люблю, чтоб он был жирный (тягучий, как глина), то есть в сыром виде под микроскопом это хорошо видно. Вот в прутках диаметра 100 мм разной партии но одинаковой марки и металл разный и если металл попадается хороший то не грех его и впрок взять. Он и в термичке нормально будет себя вести и проч.
Вырезать по скорости маму папу это три пять дней ничего сложного нет, если весь материал до 1800 года, а дальше там уже изобрели пантографы и они резали уже не руками, а ими; и орлы там всякие... -  морока.
Легче всего антика .
Тот кто хочет резать, то пусть подкуёт блоху и пострижет ей лапки, и  тогда и штамп любой вырежет.
Да, на больших матрицах центр нужно делать горкой, чтоб давило сначало центр, а затем металл стекал на края.
Давить хорошо на винтовом - штампы служат дольше.
Закаливать в соленой воде, чтоб ночь постояла -  тогда не лопнет.
Буквы не резать, а рубить как бы вдавливать металл сечками штихиля. Штихилей нужно штук 100 минимум . Выглаживать места шариками как от подшипника только очень мелкими, и чтоб они вращались, как в шариковой ручке. Полировать: каучук, спичка и сера, - от серы не разлетается полироль.
всегда нужно иметь перед лицом большое изображение в зеркальном виде чтоб подглядывать.
Короче говоря - лучше один раз увидеть... чем сто раз тебе объяснят... или двети раз попробовать.!

Все хорошо,а будет еще лучше.
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
Басма, Вы конечно "молоток" (без подколов, давно смотрю Ваши посты), но мы работаем даже без Ваших наворотов.  Правда 2 пачки соли недавно закинул в бак (50 л)- помогло...
А металл у нас все тот же, как в Африке- старичок "У-8", мало сказать: запасы с 70-х годов остались, причем не свежие: выбираем самые ненужные матрицы-казенники, отжигаем, перетачиваем (главное- заставляю токаришку снять "рубашку" по всему цилиндру (там ведь кислород жутко выгорает, потом при калке сюрпризы лезут.  Правда в соседних ветках смеялись: типа так нельзя работать :wink:  А как работали при Петре? Им что свежий металл товарняками подгоняли, да пилой Геллера распускали ( а то еще и болгарками, ленточными пилами- и т.д.)?
А про монетную матрицу, я понял, всем все ясно...  Тода ссе, привет! 8)
Да, вспомнил очень важную вещь, в последнее время ни одну матрицу не калю без борной кислоты (правда не всякая подходит)- аффигенная вещь, никакой окалины, т.е. можно матрицу полировать даже до калки :!:  :roll:
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
П.с., а микроскопчики у нас с Вами одинаковые, даже конструкция с "выносом" один к одному.  А матрицы принципиально разные, мож найду время сфотать- закину (если Вам конечно интересно)
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Басма, я читал в других постах, что у Вас много полезной литературы, включая и по резьбе матриц. Может сбросите мне на имэил, а я переработаю и выложу в этой теме, чтоб она так быстро не умерла.
     С уважением А.
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Boss, я бы сказал больше, чем интересно. Не хотелось бы Вас как Гуру этого дела отпугивать от темы. Может сдеаете, фото поэтапно обо всём процессе. Конкуренции не бойтесь, из моего многолетнего опыта: даёшь человеку тотже инструмент, объясняешь, объясняешь, чуть ли не своей рукой водишь, а результат другой...Хуже, лучше, а другой...
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
Тут вообще бояться не приходится: мастер-класса по фоткам не бывает, да и основы технологии- в литературе (мы начинали с Бреполя- кладезь мудрости, а дальше только практика, но есть и другие корифеи).
На счет Гуру принимаю как шутку или аванс, мы без звездных болезней, просто слесарно-граверными работами занимался еще наш прадед, так что суммарный опыт, доставшийся нам от отца (а мы возле него просидели по 15-25 лет ,о чем нимало не сожалеем)- порядка 250-300 лет.
Есть один суперфолиант по технологиям, попробую его разыскать, сам давно хотел заглянуть...  Пока называть не буду, чтоб не обломать надежды, он у моего хорошего знакомого. Если назову- паника начнется, слюни потекут у многих... вещь редкая.
А фотки нашего процесса сделаю, времени правда катастроф.нехватает, но для Вас найду...

Притча: году в 1985-86 пришла мне повестка из облКГБ (адрес-то по городу известный), я тогда меньше года как начал учеником гравера у бати...  Ворочался всю ночь, ума не мог приложить...  Утром сказал отцу, он говорит: пришло время, с тобой хотят познакомиться; не дрейфь- иди сначала узнай. Пошел,  в вестибюле оказалось, что в облОБХСС, адрес тот же, вход с др. стороны...
Зашел, записался, вошел в кабинет, пообщался (вопрос оказался не ко мне, по поводу недавней учебы в ВУЗе)
Потом прощаясь разговор перевели про то-се-жизнь... и невзначай следователь говорит: а чо монетки отштамповать слабо? ну, рублики там металлические...  У меня аж дыхание сперло: да вы представляете какой класс работы нужен чтоб портрет Ленина самого Сколова повторить???  А он: да ладно, на зоне мастера гвоздем и не такое резали!    Я прям как Шарапов в кино:  Гвоздем на зоне, говорите? Не знаю, мож и режут, только возле меня 4 супергравера сидят и тем в голову такая фигня не приходит!
Он сразу успокаивать начал, мол, шутка, но потом сказал: так помни сынок, ты теперь "в поле зрения".   До сих пор помню, спасибо мужику, а у нас щас говорят: советская система дурная была и неправильная. Не соглашусь, многие сейчас передирают активно, те же китайцы...
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Всё, что говорите, правда Ваша. Здесь у нас тоже, все такие люди на карандаше. Я так думаю, во всём мире эта тема, только с отличием от советской системы, никто никому не объявляет, до поры до времени...
  Что касательно того, что мастер-класс по фото, то тут мнение двоякое. Для мечтателя, он конечно не в помощь, а если человека, который уже режет на плоскости и в рельефе, это громадная помощь и экономия времени, так как матрицы режутся в обратном изображении. Будет очень интересно почитать мануал, о котором Вы говорили.
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
Маленькая поправочка, в обратном рельефе режется не более 50% матриц. Многое выполнить обходя прямое изображение просто невозможно. Зачастую приходится комбинировать: на одном изделии исполняется до 10 фрагментов раздельно (как в прямом так и в контррельефе). Потом все "совмещается". Необходимо правда иметь массу опыта по выставлению деталей при отдавливании на матрице, при "вгонке" смещенной от центра матрицы "в центра"- но это все дело техники, нужен токарь, шлифовщик и фрезеровщик, понимающий вас с полуслова (лучше когда "три в одном", как у нас). Ну и "портретист", т.к. это "от Бога"- многие суперграверы были бессильны перед портретным сходством. Наоборот: новичок, слабак в целом по гравировке показывал чудеса портретного сходства. Таких надо поддерживать и помогать. А лучше всего- разноплановый коллектив (как у нас), где у каждого есть свое место, плюс может троих-четверых "подстраховать". Непотопляемый вариант :D
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Всё правильно!
Имеется два вопроса:

- Что по-поводу мануала, о котором Вы говорили - может хоть название дадите
- Нельзя ли подробней о предварительном выдавливании матрицы
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
Только что созвонился с хозяином фолианта, завтра обещал подвезти, тогда сфотаю и выложу "живьем"- получите удовольствие: натуральный кожаный переплет, когда держал в руках было ощущение что я в фильме "9-е врата".
Название (по телефону) такое: "ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТЕХНИКА", "Энциклопедия промышленных знаний", С-Петербург, Невский-50, 1901г.
Книга издана товариществом "Просвещение", тираж 100 экз.
Кол. томов 10, 855 рисунков и 14 отдельных приложений, полный перевод с нем. издания под редакцией... (куча российских профессоров и академиков).

Самое интересное, что энциклопедия выпускалась по подписке, дед товарища подписался, получил 9 томов, а потом началась революция и 10-й том не был выпущен.  Кстати, во время денежных трудностей товарищ решил энциклопедию продать, интересовался, сколько б дали, но давали мало(все равно бы его не спасло), к тому же нашелся умный человек, подсказавший что лучшей памяти об отце и деде у него никогда не будет, больше он этих книг не увидит ни в жизнь...
Пользователь
Регистрация: 05.05.2007
Откуда: Москва

Сообщений: 1113
В друзьях у: 1
Голосов: 20 / 1
Цитата
"ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТЕХНИКА", "Энциклопедия промышленных знаний", С-Петербург, Невский-50, 1901г.
Вау, Босс! Да это не раритет - это Раритетище!
Там до сих пор столько всего актуального для работы, особенно полукустарной...
А плохих детей приносят дятлы...
Пользователь
Регистрация: 09.11.2006

Сообщений: 156
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 1
Должна быть очень крутая книжка, до революции вообще всё было фундаментальней, я имею ввиду формы обучения. Как-то пришлось общаться с токарем, который учился в буржуазной Латвии, в учебном заведении оставшемся от Российской империи, он был живая инциклопедия по токарке, причём с его слов, всё, что он знает и умеет, ему дала именно техническая школа. Из своего опыта скажу, что все книги тех времён мне попадавшиеся, от дзю-дзюцу до швейки, обладали фундаментальностью предмета и простотой изложения.

  Для тех, кто следит за нашей темой и интерисуется резьбой матриц, хотел бы дать сноску на сайт гравёра, где подробно и в фотографиях показана гравировка герба на кольце,что в принципе и является предметом нашего изучения, в упрощённой форме.

http://www.igraver.com/coat-of-arms/
Пользователь
Регистрация: 03.12.2007
Откуда: Пермь

Сообщений: 291
В друзьях у: 2
Голосов: 323 / 0
Раз пошла такая «пьянка», то и я скажу несколько слов. При гравировке матрицы проверку мелких деталей лучше всего осуществлять не воском и пластилином, а кусочком индия (это такой мягкий металл), он берет на себя буквально все погрешности и не оставляет следов на обрабатываемой поверхности.
  Для шлифовки, как мастер пуансонов, так и матриц использую, кроме выше описанных способов, такие предметы, как органическое стекло, предварительно погруженное в дихлорэтан и шаржированное абразивом, хлысты от рыболовных удочек из стеклопластика и углепластика.
 Из ссылки предоставленной Гостем, обратите внимание на заточку штихеля, остальное не заслуживает особого внимания.
Пользователь
Регистрация: 27.02.2008

Сообщений: 1013
В друзьях у: 1
Голосов: 6 / 0
А еще батя вспоминает такие операции как "лощение" и "вощение", у них, кустарей в каждом доме в "подполе" взрослые и дети пахали (изготавливали ножи, ложки, вилки по французским образцам, причем у каждой семьи свой прибамбас был. В семье матери например специализация на приборах с насадной костяной ручкой, резной конечно. У отца штампованые целиком, орнамент больно крутой был).

П.с. фотки сделал, сегодня выложу, правда томов осталось семь, остальные два говорит: утерял при переездах, но чета не верю, по моему толкнул...
27 страниц 1 ... 3 4 5 6 7 ... 27 >
https://www.traditionrolex.com/13