Вообче-т я недавно вышел на связь после лечения кмпьютера, сюда заглянул случайно (меня ж попросили...) Технологий изготовления любой матрицы (в т.ч. и монетной) кроме как "ручками" не знаю, так меня учил отец, его учил в ХРУ этнический обрусевший немец (но учил, надо сказать, на совесть) делиться устно практически невозможно, да и обет мы дали бате на стороне мастеров не растить (он обжегся неск. раз серьезно). Мне же на сегодня нужна единственная ед. оборудования: гидравлический пресс (и тот убитый донЕльзя, сами клинья подтягиваем, сальники меняем, масло заливаем и т.д.) Все остальное (токарные миним. услуги,миним. фрезеровка, миним. плоская шлифовка)- на стороне, а часто обхожусь и без них (ручками-с)
На ЮвелирЭкспо (в Киеве), директор госп. Иванов тоже не верил пока мы не привезли шрабкугель, молоток, зубильца, сечки (из разверток, сверл и надфилей переточенные). Сказал: в след. раз будет мастер-класс, да так чтоб стружка летела во все стороны и работать смело, "наотмашь". Мы ответили, что бывает- рубишь сталь, а сам говоришь с коллегой, глядя назад... Понимайте как хотите, но все кто сначала смеялся, после одного увиденного "вживую" не смеются а до сих пор просятся в ученики, предлагают от 1 до 10 шт. зелени за месяц обучения в зависимости от достатка Жду вопросов, только серьезных, без подколов. И еще, тем кто мечтает царские монеты клепать не скажу ничего: сам не делал и вам не дам. Я сказал.
Спасибо, что откликнулись. Если насчёт вопросов серьёзно, то: - Чтобы сделать матрицу, Вы сначала режете паунсон, а потом её штампуете или сразу режете матрицу? - Есть ли какой-то план работ общий для всех матриц или всё зависит от конкретного образца? - Чем проверяете готовность матрицы? Пластилином? - Если для конкретного изделия необходимо, чтобы был паунсон, входящий в матрицу, каким образом делается ( расчитывается ) допуск необходимый для присутствия металла между ними? - Применяете ли при гравировании матриц какие-нибудь специальные трюки - типа зеркала под углом или кислот? Заранее благодарен.
Ну ничего себе вопросики "на минуточку"... Или "профи" меня на "вшивость" проверяет? Ладно попробую по пунктам (хоть думаю-впустую), кому покажется флудом- не стесняйтесь, намекайте- уйду к себе зализывать раны...
Вопросов 5, 4-й выпадает из обоймы, т.к. не про монетную матрицу, с него и начну: 4. Допуск на толщину металла для пуансона и матрицы обязателен при толщине изделия до 1,5 мм (то есть малой толщине) и для облойной штамповки (иначе будет "рвать металл вокруг перепадов рельефа") при высоком рельефе (выше 1 мм). Это предполагает что изделие одностороннее- а значит не медаль и не монета... но все же... В идеале "занижать" рельеф пуансона необходимо переменно, от "0" до толщины металла (заготовки) и больше всего в тех местах где "конус" (крутизна рельефа) приближается к 90град.(отвесности). Мастер- пуансон (у нас- казенник) ни в коем случ. занижать не советую- он нужен для возобновления матриц, а чеканочный пуансон лучше занизить и опробовать раз и навсегда. Потом придавить "промежуточную" матрицу для пуансонов и с нее получать их сколько нужно: чек.пуансон как и чек.матрица- лишь рабочий расходный материал. Мы после 20 лет массовой чеканки изобрели свой путь глубокорельефной чеканки с "пластическим пуансоном"(как это мы называем)- технологи назвали этот метод беспуансонным. Медали же и монеты в принципе чеканятся без пуансонов, двумя матрицами ("аверсной" и "реверсной"), что требует гораздо большей культуры производства, но зато операция "вырубки" там отменяется, т.к. чеканка "безоблойная", в жесткой обойме... 1. Классически, лет 20-25 назад сначала изготавливали только мастер-пуансоны, тратили на это месяцы. Сейчас 50х50, т.к. изобрели способ достаточно точной разметки (к вопросу 5), особенно это касается текстов. Работа "сразу в матрице" оправдана для рельефных орнаментов, вензелей, картушей, листьев (особенно дуба и лавра), выборки небольших площадок, изображений на большой площади с идеальным фоном (категорически противопоказана для портретов). Согласитесь, "выгребать" на казеннике весь фон, оставив лишь одну букву, добиваясь идеальной поверхности фона- глупо, когда можно "шлифнуть" и даже "полирнуть" матричку, дорезав потом изображение "в контррельефе". Если же качество рельефа не устроит- всегда можно "передавить" с полученной матрицы промежуточный казенник и доработать изображение до идеала "малой кровью". Кроме этого Вы получаете мастер-пуансон для вечного хранения и возобновления утраченных матриц. Но это все для производств от 10 000 ед. и выше. У нас был ежемесячный план 250 000 ед., на нем и отрабатывали свои "ноу- хау" 2. Общий план работ для всех матриц существует, но корректируется под каждый новый заказ, а план таков: - поиск подходящей заготовки (инструмент.сталь), желателен глубокий отжиг; -простейшая токарн.обработка (сейчас проводим на стороне); -разметка изображения и прорезка контура штихелями; -выборка фона на пуансоне и рельефа на матрице; -зачистка надфилями, штихелями, наждаками; -закалка, отпуск, пробные оттиски (на алюминии)
3. Промежуточный ПОСТОЯННЫЙ контроль пластилином (уже привычка: 2-3 серьезных реза- просмотр на пластилине). С годами пыль, грязь и опилки придают ему серо-зелено-черный цвет, идеальный для выявления деталей рельефа. 4. Спецтрюки ("ноу-хау") конечно есть, их много, например: - не всегда давим пуансон на плоской матрице, применяем т.наз. "пупсик"- небольшой конус высотой до 5 мм в центре заготовки. Это устраняет образование "утяжин" в местах перепадов рельефа (если Вам это о чем то скажет...) - часто передавливаем с рабочей матрицы мастер-пуансон, который потом можно доработать,закалить и хранить для дела... Для этого точим высокий конус (от 90 до 70 град.) - зеркала и кислОты не применяем (впервые слышу), только медный купорос в слабой Н2SO4 при разметке казенника-матрицы. Но зато придумали применять ч/б лазерный принтер для точной разметки изображений...
ФФФух... Надеюсь, не утомил? Убедительно ли и полно ль? С уважением за внимание.
Спасибо громадное! Я не профи, хотя мы наверное одного возраста. Режу лет 25, с единственным отличием от Вас, режу всё, что придётся, включая дерево...Ваш ответ считаю ЛУЧШИМ из всех какие я получал, за несколько лет, на двух форумах....Огромное человеческое СПАСИБО!!
P.S. Если возникнут ещё вопросы, могу ли я Вас побеспокоить, отказ принимается тоже, так как Вы уже написали достаточно. Спасибо.
А я хотел бы сказать, что надо подбирать металл, в котором будешь резать. Я люблю, чтоб он был жирный (тягучий, как глина), то есть в сыром виде под микроскопом это хорошо видно. Вот в прутках диаметра 100 мм разной партии но одинаковой марки и металл разный и если металл попадается хороший то не грех его и впрок взять. Он и в термичке нормально будет себя вести и проч. Вырезать по скорости маму папу это три пять дней ничего сложного нет, если весь материал до 1800 года, а дальше там уже изобрели пантографы и они резали уже не руками, а ими; и орлы там всякие... - морока. Легче всего антика . Тот кто хочет резать, то пусть подкуёт блоху и пострижет ей лапки, и тогда и штамп любой вырежет. Да, на больших матрицах центр нужно делать горкой, чтоб давило сначало центр, а затем металл стекал на края. Давить хорошо на винтовом - штампы служат дольше. Закаливать в соленой воде, чтоб ночь постояла - тогда не лопнет. Буквы не резать, а рубить как бы вдавливать металл сечками штихиля. Штихилей нужно штук 100 минимум . Выглаживать места шариками как от подшипника только очень мелкими, и чтоб они вращались, как в шариковой ручке. Полировать: каучук, спичка и сера, - от серы не разлетается полироль. всегда нужно иметь перед лицом большое изображение в зеркальном виде чтоб подглядывать. Короче говоря - лучше один раз увидеть... чем сто раз тебе объяснят... или двети раз попробовать.!
Басма, Вы конечно "молоток" (без подколов, давно смотрю Ваши посты), но мы работаем даже без Ваших наворотов. Правда 2 пачки соли недавно закинул в бак (50 л)- помогло... А металл у нас все тот же, как в Африке- старичок "У-8", мало сказать: запасы с 70-х годов остались, причем не свежие: выбираем самые ненужные матрицы-казенники, отжигаем, перетачиваем (главное- заставляю токаришку снять "рубашку" по всему цилиндру (там ведь кислород жутко выгорает, потом при калке сюрпризы лезут. Правда в соседних ветках смеялись: типа так нельзя работать А как работали при Петре? Им что свежий металл товарняками подгоняли, да пилой Геллера распускали ( а то еще и болгарками, ленточными пилами- и т.д.)? А про монетную матрицу, я понял, всем все ясно... Тода ссе, привет! Да, вспомнил очень важную вещь, в последнее время ни одну матрицу не калю без борной кислоты (правда не всякая подходит)- аффигенная вещь, никакой окалины, т.е. можно матрицу полировать даже до калки
П.с., а микроскопчики у нас с Вами одинаковые, даже конструкция с "выносом" один к одному. А матрицы принципиально разные, мож найду время сфотать- закину (если Вам конечно интересно)
Басма, я читал в других постах, что у Вас много полезной литературы, включая и по резьбе матриц. Может сбросите мне на имэил, а я переработаю и выложу в этой теме, чтоб она так быстро не умерла. С уважением А.
Boss, я бы сказал больше, чем интересно. Не хотелось бы Вас как Гуру этого дела отпугивать от темы. Может сдеаете, фото поэтапно обо всём процессе. Конкуренции не бойтесь, из моего многолетнего опыта: даёшь человеку тотже инструмент, объясняешь, объясняешь, чуть ли не своей рукой водишь, а результат другой...Хуже, лучше, а другой...
Тут вообще бояться не приходится: мастер-класса по фоткам не бывает, да и основы технологии- в литературе (мы начинали с Бреполя- кладезь мудрости, а дальше только практика, но есть и другие корифеи). На счет Гуру принимаю как шутку или аванс, мы без звездных болезней, просто слесарно-граверными работами занимался еще наш прадед, так что суммарный опыт, доставшийся нам от отца (а мы возле него просидели по 15-25 лет ,о чем нимало не сожалеем)- порядка 250-300 лет. Есть один суперфолиант по технологиям, попробую его разыскать, сам давно хотел заглянуть... Пока называть не буду, чтоб не обломать надежды, он у моего хорошего знакомого. Если назову- паника начнется, слюни потекут у многих... вещь редкая. А фотки нашего процесса сделаю, времени правда катастроф.нехватает, но для Вас найду...
Притча: году в 1985-86 пришла мне повестка из облКГБ (адрес-то по городу известный), я тогда меньше года как начал учеником гравера у бати... Ворочался всю ночь, ума не мог приложить... Утром сказал отцу, он говорит: пришло время, с тобой хотят познакомиться; не дрейфь- иди сначала узнай. Пошел, в вестибюле оказалось, что в облОБХСС, адрес тот же, вход с др. стороны... Зашел, записался, вошел в кабинет, пообщался (вопрос оказался не ко мне, по поводу недавней учебы в ВУЗе) Потом прощаясь разговор перевели про то-се-жизнь... и невзначай следователь говорит: а чо монетки отштамповать слабо? ну, рублики там металлические... У меня аж дыхание сперло: да вы представляете какой класс работы нужен чтоб портрет Ленина самого Сколова повторить??? А он: да ладно, на зоне мастера гвоздем и не такое резали! Я прям как Шарапов в кино: Гвоздем на зоне, говорите? Не знаю, мож и режут, только возле меня 4 супергравера сидят и тем в голову такая фигня не приходит! Он сразу успокаивать начал, мол, шутка, но потом сказал: так помни сынок, ты теперь "в поле зрения". До сих пор помню, спасибо мужику, а у нас щас говорят: советская система дурная была и неправильная. Не соглашусь, многие сейчас передирают активно, те же китайцы...
Всё, что говорите, правда Ваша. Здесь у нас тоже, все такие люди на карандаше. Я так думаю, во всём мире эта тема, только с отличием от советской системы, никто никому не объявляет, до поры до времени... Что касательно того, что мастер-класс по фото, то тут мнение двоякое. Для мечтателя, он конечно не в помощь, а если человека, который уже режет на плоскости и в рельефе, это громадная помощь и экономия времени, так как матрицы режутся в обратном изображении. Будет очень интересно почитать мануал, о котором Вы говорили.
Маленькая поправочка, в обратном рельефе режется не более 50% матриц. Многое выполнить обходя прямое изображение просто невозможно. Зачастую приходится комбинировать: на одном изделии исполняется до 10 фрагментов раздельно (как в прямом так и в контррельефе). Потом все "совмещается". Необходимо правда иметь массу опыта по выставлению деталей при отдавливании на матрице, при "вгонке" смещенной от центра матрицы "в центра"- но это все дело техники, нужен токарь, шлифовщик и фрезеровщик, понимающий вас с полуслова (лучше когда "три в одном", как у нас). Ну и "портретист", т.к. это "от Бога"- многие суперграверы были бессильны перед портретным сходством. Наоборот: новичок, слабак в целом по гравировке показывал чудеса портретного сходства. Таких надо поддерживать и помогать. А лучше всего- разноплановый коллектив (как у нас), где у каждого есть свое место, плюс может троих-четверых "подстраховать". Непотопляемый вариант
Только что созвонился с хозяином фолианта, завтра обещал подвезти, тогда сфотаю и выложу "живьем"- получите удовольствие: натуральный кожаный переплет, когда держал в руках было ощущение что я в фильме "9-е врата". Название (по телефону) такое: "ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТЕХНИКА", "Энциклопедия промышленных знаний", С-Петербург, Невский-50, 1901г. Книга издана товариществом "Просвещение", тираж 100 экз. Кол. томов 10, 855 рисунков и 14 отдельных приложений, полный перевод с нем. издания под редакцией... (куча российских профессоров и академиков).
Самое интересное, что энциклопедия выпускалась по подписке, дед товарища подписался, получил 9 томов, а потом началась революция и 10-й том не был выпущен. Кстати, во время денежных трудностей товарищ решил энциклопедию продать, интересовался, сколько б дали, но давали мало(все равно бы его не спасло), к тому же нашелся умный человек, подсказавший что лучшей памяти об отце и деде у него никогда не будет, больше он этих книг не увидит ни в жизнь...
Должна быть очень крутая книжка, до революции вообще всё было фундаментальней, я имею ввиду формы обучения. Как-то пришлось общаться с токарем, который учился в буржуазной Латвии, в учебном заведении оставшемся от Российской империи, он был живая инциклопедия по токарке, причём с его слов, всё, что он знает и умеет, ему дала именно техническая школа. Из своего опыта скажу, что все книги тех времён мне попадавшиеся, от дзю-дзюцу до швейки, обладали фундаментальностью предмета и простотой изложения.
Для тех, кто следит за нашей темой и интерисуется резьбой матриц, хотел бы дать сноску на сайт гравёра, где подробно и в фотографиях показана гравировка герба на кольце,что в принципе и является предметом нашего изучения, в упрощённой форме.
Раз пошла такая «пьянка», то и я скажу несколько слов. При гравировке матрицы проверку мелких деталей лучше всего осуществлять не воском и пластилином, а кусочком индия (это такой мягкий металл), он берет на себя буквально все погрешности и не оставляет следов на обрабатываемой поверхности. Для шлифовки, как мастер пуансонов, так и матриц использую, кроме выше описанных способов, такие предметы, как органическое стекло, предварительно погруженное в дихлорэтан и шаржированное абразивом, хлысты от рыболовных удочек из стеклопластика и углепластика. Из ссылки предоставленной Гостем, обратите внимание на заточку штихеля, остальное не заслуживает особого внимания.
А еще батя вспоминает такие операции как "лощение" и "вощение", у них, кустарей в каждом доме в "подполе" взрослые и дети пахали (изготавливали ножи, ложки, вилки по французским образцам, причем у каждой семьи свой прибамбас был. В семье матери например специализация на приборах с насадной костяной ручкой, резной конечно. У отца штампованые целиком, орнамент больно крутой был).
П.с. фотки сделал, сегодня выложу, правда томов осталось семь, остальные два говорит: утерял при переездах, но чета не верю, по моему толкнул...