Уважаемые коллеги, и гости нашего города. Здравствуйте. Пока тема пневмоштихеля, подостыв набирает нужную температуру, предлагаю обсуждать здесь всяко разно, для работы полезное, но не нуждающееся в содании новой темы. Инструмент, его оформление, уход, эксплуатация, хранение, приспособы, приёмы в работе, подготовка эскизов, трансфер,расходные, и т.д, и т.п. Если никто не против, я начну. Обсуждали мы вот здесь http://www.jportal.ru/forum/forum76/topic10867/?PAGEN_1=201 алмазную резинку, Так вот, возникли у меня кое какие мысли по связке, и сразу пошли вопросы, какой твёрдости должна быть связка, на пример по Шору, либо мягкая как розовая полировальная, либо твёрдая как хоккейная шайба, или как оргстекло? Далее- сколько мешать порошка, 25, 50, или 75 процентов, и какого номера? Есть ли смысл сделать, скажем 20/14, или сразу попробовать с нулёвок. Или не заморачиваться, и нарубить из этих http://www.sapphire.ru/vcd-278/catalog.html, посчитал - получается 44 штуки по 25мм., полагаю что подобный расходник будет интересен не только для правки ТС, но и для много чего ещё. Для начала, как то так,
И опять мой пост с просьбой о помощи в написании обзора для материалов для штихелей потерялся.... Хэлп Ми! ЗЫ. Олега Николаевича по этому поводу да же просить не буду! Хотя знаю что он найдёт время в своём плотном графике и поможет. ЗЫ-ЗЫ. Хорош партизанить! Помогите!
Да это тебе кажется, у вас же ученые степени, все дела. А мы с обычным высшим образованием - так, серая масса.
Цитата
(iditmar 04.10.2018 12:12:31)Отдам пивом по приездУ!
Да ладно, расскажи лучше, зачем тебе это было нужно и все. А так же нашлось ли там чего интересного и устроил ли перевод. Я там кое чего подредактировал при переводе.
А чего там писать? Основные материалы для штихелей это: 1. Инструментальные стали: а. Всякие У7-У12 или У7А-У12А - цифра обозначает содержание углерода в десятых %. Буква А - улучшенное качество, такие еще называют "серебрянка". Хотя, "серебрянка" - суть шлифованная поверхность прутков с удалением окалины, но, обычно шлифовали стали с улучшенным качеством. Есть еще стали АВ (например У10АВ) - это не фига не качество, а автоматные разновидности, под токарные автоматы, поэтому у ни повышенная хрупкость и брать их смысла нет. Для штихелей лучше что-то типа У10, чем У7, т.е. около 1% углерода. б. Низколегированная инструменталка по типу ХВГ и прочих. Выдающихся качеств не имеют, но просты в термичке и обработке. Сложные материалы резать проблематично. 2. Быстрорежущие стали: Например Р9, Р18, Р6М5, Р9К5, Р14Ф4 - это разные быстрорезы: обычные, молибденовые, кобальтовые, ванадиевые. Заграничная маркировка HSS в большинстве случаев обозначает аналог нашей Р6М5. Такое свойство, как красностойкость нас не очень интересует, но благодаря легирующим элементам они более твердые и прочные, чем инструменталки. Недостатки у них - сложнее получить высокий класс чистоты поверхности и очень сложная термичка. Поэтому, зачастую, стараются взять готовый инструмент и переделать в штихель путем шлифовки.
Вообще, кроме хим. состава есть влияние и физического состава. Так для инструментальных сталей на внутренней структуре очень положительно сказывается ковка. А правильность закалки и отпуска важна для всех. Т.е. важно качество на всех этапах производства. Т.к. штихеля достаточно маленькие и нагруженные инструменты для них это важно вдвойне.
3. Всякая керамика.
а. Твердые сплавы: Твердые сплавы представляют собой керамику, состоящую из зерен основы на металлической связке. В основном для изготовления штихелей используются твердые сплавы на основе карбида вольфрама. Основная проблема в подборе штихелей - нужно перебирать все варианты. Тут много факторов, про которые мы ничего не знаем. Например, по опыту понятно, что желательно использовать субмикронные сплавы с приличным процентом связки. Но при этом за кадром остается помол, промывка и сушка, смешение со связкой, состав связки (а тут есть разные технологии разных этапов). Например в некоторых книгах проскакивает упоминание, что кроме кобальта в связке могут присутствовать никель и молибден, но это книга связана с производителем твердосплавных деталей не относящихся к инструментам. В общем, у всех свои ноу-хау и раскрывать их никто не намерен. Твердые сплавы с содержанием карбидов титана, тантала и всяких боридов на штихеля обычно не используют. Каких-то упоминаний интересных вариантов нет (например упоминаний о существовании субмикронных вариантов этих сплавов), поэтому и смысла пробовать нет.
б. Всякое, что обычно и воспринимают как керамику. Какие-то исследования в области применения для гравировки затруднены из-за того, что номенклатура большая, а вычленить свойства, подходящие именно для данной области проблематично.
в. Я бы скорее в этот раздел отнес порошковые сплавы, т.к. они получаются спеканием порошков. Тоже вариант "на попробовать", т.к. есть данные по их макросвойствам, а микросвойства - ноу-хау. Хороших отзывов не слышал.
Ну и просто про твердые сплавы (вольфрамовые) - твердость и жесткость у них выше, чем у сталей, но это дает и повышенную хрупкость. Интерес к ним связан с распространением пневмоштихелей и, как следствие, возможностью ускорения работы по проблемным материалам. В ручной гравировке их применение не дает ощутимых преимуществ.
Я думаю, что большего тебе и не надо, учитывая то, что в каждом варианте есть много факторов, которые могут как раскрыть, так и уничтожить все задатки материала. Даже у таких зубров как Валлорб случаются проблемные партии, а для обычных людей без солевых ванн и аппаратов криообработки изготовление с нуля будет затруднено, тем более, с достижением стабильного качества. Ищем доноров и их перешлифовываем, стараясь не испортить.
iditmar, ну я тогда не был в отпуске. Да и вещи элементарные, ты этого не знал что ли? Зато теперь ты будешь стоять перед дилемой: делать главу об обработке заготовок или нет. С точки зрения физики и химии.
Sd768, Атдыхиш значид!!! Мои вам поздравлялки! Нет и вот честно на данный момент даже вморачиваться не хочу по сему и просил помощи в описании материалов. Очень много информации по основной теме заточки, я сижу на энгравингкафе со стандартным переводчиком встроенным в хром и разбираюсь с шаблонами. Линси, Коган дают довольно подробные объяснения и это интересно. И я буду дальше думать как всё это перевести на наш язык.
(Sd768 04.10.2018 17:20:31)Да и вещи элементарные, ты этого не знал что ли?
Ерунда всё это. Такой инфы полный интернет.
Лучше напиши с какими лично ты столкнулся нюансами при изготовлении своих штихелей. На каких режимах калил после ковки, есть ли смысл делать штихели с напайками, какие доноры используешь. как обрабатываешь и т.д.
Цитата
(iditmar 04.10.2018 17:38:01)при МУЗШ!
Это чё? Какая то школа музыкальная?
Правильный выбор и грамотное использование оборудования, инструмента и материалов, и есть профессионализм.
Илья,прежде чем что то глобальное сотворить, надо базовый фундамент иметь в виде опыта и знаний. А ты хочешь все на скорую руку< ctrl+v - ctrl+c/ .'Этим занимается весь интернет, а контент производят единицы. Знания это сила,а в нашем ремесле особая сила.Не для Балагана. То что ты ищешь, есть на форуме, надо только упорядочить.
amigosan, Да, ты прав! Сейчас доразберусь с шаблонами, опишу их. А потом засяду за материалы. Информации очень много, а времени не хватает... вот и начал торопиться.
(Olaf 04.10.2018 18:13:43)Ерунда всё это. Такой инфы полный интернет.
Лучше напиши с какими лично ты столкнулся нюансами при изготовлении своих штихелей. На каких режимах калил после ковки, есть ли смысл делать штихели с напайками, какие доноры используешь. как обрабатываешь и т.д.
Вот как сказать, такой инфы действительно полный интернет, только какой смысл вписывать глобальные исследования в практически словарь? Понятное дело, что среди размещенного в теме Ильи особо глубоких знаний нет и сильно сомневаюсь, что там всплыло что-то принципиально новое для тебя. Я старался соблюсти некую идентичность. Для тебя - ерунда, а кто-то и плюсанул. Может, просто за старание, а, может, помогло в чем-то.
Что касается остального: Нюансов практически нет. Как видишь (если читать этот большой пост между строк), я против закалки и остального в условиях мастерской и больше предпочитаю готовые доноры. Как минимум потому, что всегда есть запас корневерток. Штихеля не ковал и не калил, с моей точки зрения это нужно только в случае изготовления изогнутых штихелей для работы в углублениях, а у меня такой работы нет и пока не предвидится. Калю только какие-то фактурные чеканы, просто горелкой в воду по цвету с испытанием напильником. Вещи разовые и стараться ради них особого смысла не вижу, а одиночную работу переживут как-нибудь. Поэтому и ковать не собираюсь предварительно. Вот часто у тебя работы по гравировке в углублениях (внутри кубков и прочего)? По поводу штихелей с напайками: Наверное, это полная дурь: любой донор будет стоить рублей 60 (фреза какая). Припой будет стоить рублей 60. Т.е. ты получаешь больше штихелей из одного куска, но каждый из них обойдется тебе в 65 рублей. Пока мы не на голодном пайке в плане быстрорезов и твердосплавов. Ну и нагревы лишние меня смущают - непонятно что будет с быстрорезом (если паяется быстрорез) да и с твердосплавом тоже, основа будет отжигаться и штихель может стать пластилиновым в целом. Составные части припоя могут реагировать с напайкой и основой (например фосфор). В результате даже нормальной пайки мы получаем дорогую хрень, худшую по свойствам, чем монолит. А еще нужно правильно запаять, про тех, кто неправильно паяет, ты сам рассказывал.
Цитата
(iditmar 04.10.2018 17:27:19)Нет и вот честно на данный момент даже вморачиваться не хочу по сему и просил помощи в описании материалов.
Э, так дело не пойдет. Я же не зря писал про дилемму. Весь мой загон про материалы - очень поверхностная штука. Она поможет только в случае, если перед тобой ящик с железяками и у тебя есть возможность отобрать что-то перспективное. Но! Дальше начинаются "дебри". Вот видосы. Тыц1 Тыц2 Человек занимается хайпом (на сколько я понимаю это современное слово) при этом в большинстве своих видео он в освещаемых вопросах не разбирается, да и привирает часто. Хочешь быть таким же?
Возьмем задачку: Есть такая фреза.
Пускай она будет внешним диаметром 100, посадочное 30, материал Р6М5. Получим мы годные штихеля при ее роспуске? И тут начинается мыслительный процесс... Нужна какая-то базовая осторожность, т.к. отжечь можно и быстрорез. Отжечь, наверное, не совсем корректно, т.к. может быть ситуация с выгоранием легирующих элементов. Как понять из качественной стали она сделана или нет? При закалке, отпуске свойства металла меняются неоднородно, как ее распилить? Ведь при этих процессах идет неравномерное остывание, которое дает много всяких интересных эффектов связанных с градиентами температур и термическим расширением-сжатием. В результате твой штихель может расколоться по усталостным трещинам, оказаться пластилиновым, или даже "полосатым" - то режет, то режется гравируемым материалом (немного утрирую). А может "полосатость" (градиент твердости и прочности) быть параллелен длинной стороне штихеля, но ты возьмешь и твердую часть оставишь сверху.
Так что, предлагаю еще раз подумать. Самостоятельная работа с информацией, ее структурирование углубляет знания и заставляет их немного задерживаться в голове.
Банальный пример: я писал тебе этот опус про материалы. В процессе оказалось, что я забыл название быстрореза Р8 или Р9. Решил глянуть в Википедию, там нашлось упоминание, что кобальтовые быстрорезы используют при обработке нержавейки в условиях прерывистого резанья и прочих нехороших факторов. Сразу отложилось в голове: попадется в руки Р9К5 - взять на пробу (кстати, кто-нибудь пробовал?). А другой пройдет мимо. Почитай раздел про изготовление (и ссылки из него), может, чем то поможет в понимании процессов и сподвигнет к прочтению серьезных книжек.