Втордрагметаллы. Налогооблажение вторичников

Дата: 05.09.2011

Николай МИКЛИН, Татьяна СОСНА

О СПЕЦИФИКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ ИЗ ЛОМА И ОТХОДОВ

Введение.

Производством драгоценных металлов из лома и отходов в России занимаются сотни организаций. Однако далеко не все они владеют вопросами налогообложения этого вида деятельности, и в первую очередь, по налогу на добавленную стоимость (далее НДС). Причиной этого, в частности, является тот факт, что ситуация с этим видом налогообложения в связи с принятием в 2001 г. нового налогового кодекса РФ (далее НК) изменилась в пользу субъектов производства.

В настоящей статье мы рассмотрим только небольшой круг вопросов, возникающих у налогоплательщиков по НДС, в частности, применение льгот производителями драгоценных металлов из лома и отходов в свете налогового законодательства до 2001 года и с введением НК.

Ситуация с НДС до 2001 г.

Анализ положения о льготах по НДС, существовавших до принятия НК РФ, остается актуальным, так как налоговые проверки организаций за 1998,1999 и 2000 годы, осуществляются на основании положений Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1.

Согласно статьи 5 п. 1 п.п. с) Закона, от уплаты НДС освобождаются "обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов, обороты по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгметаллов.

МИКЛИН Николай Алексеевич — кандидат технических наук, доцент, генеральный директор ЗАО "Заводская компания металлов".
СОСНА Татьяна Дмитриевна — генеральный директор 000 "АУДИТ-СТД".

Ценных камней в сырье для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; обороты по реализации рра-гоценных камней в сырье и ограненных внешнеэкономическим организациям, Центральному банку РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам".

Предприятиями-переработчиками данная формулировка "обороты по реализации лома и отходов" трактовалась достаточно широко. Организации заключали с владельцами сырья договора купли-продажи сырья для переработки и аффинажа, заключали договора оказания услуг по переработке владельцам сырья, то есть подготавливали и перерабатывали сырье для передачи на аффинажные заводы. И в том и в другом случае не платили НДС. Даже все аффинажные предприятия, оказывая услуги, до 1998 г. также не платили НДС, что, безусловно, являлось неправильным, так как при оказании услуг по переработке осуществляется оборот услуг, а не драгоценных металлов. Однако практика показывает, что некоторые предприятия - переработчики, заключая договора оказания услуг, продолжают не платить НДС до настоящего времени. Это является неправомерным с учетом письма Минфина от 22.04.97 № 04-03-03, писем МНС РФ от 16.03.00 и УМНС по г. Москве от 05.04.00 № 04-146/13639.

К несовершенству старой формулировки относилось упоминание "уполномоченных коммерческих банков". Однозначного понимания в законодательстве понятия "уполномоченный коммерческий банк", к сожалению, не существует. Постановление от 30 июня 1994 г. Правительства РФ "О совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ" № 756 гласит, что "специально уполномоченные банки — коммерческие банки, специально уполномоченные Центральным банком Российской Федерации...". Это похоже на тавтологию, так как совершенно не понятно, как это происходит и является ли коммерческий банк, имеющий лицензию Центрального банка на право ведения операций с драгоценными металлами, "специально уполномоченным". К сожалению, в связи с несовершенством данного положения уже известны случаи предъявления исков об уплате НДС предприятиями, реализовавшими драгоценные металлы банкам, имеющим лицензию. Хотя совершенно очевидна правота этих предприятий, так как иных документов, уполномочивающих банки на право ведения операций с драгоценными металлами не существует. Справедливость этой позиции была подтверждена письмом Банка России от 03.-5.2001 г. №09-2-/16477, опубликованного в шестом номере журнала "Драгоценные металлы Драгоценные камни" за 2001 г.

С введением НК РФ отмеченные выше несовершенства были устранены. Там отсутствуют понятия "обороты по реализации" и "специально уполномоченные банки".

Ситуация с НДС в 2001 г.

Остановимся на двух статьях 149 и 164 НК РФ.

НК, Часть вторая. Раздел VIII. Глава 21. Налог на добавленную стоимость.

Статья 149 операции, не подлежащие налогообложению.

3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения):

9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям. Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драго-ценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);

Статья 164 Налоговые ставки

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ Центральному банку РФ, банкам; Хотя со дня вступления в действие НК РФ прошло уже девять месяцев, у многих налогоплательщиков остаются вопросы по применению статей вышеуказанного законодательства.

Применяя статью 149, важно понимать, что льгота дается не видам деятельности, указанным в этой статье, а налогоплательщикам, осуществляющим указанные виды деятельности, но при определенных условиях. Условием является то, что реализация должна осуществляться непосредственно предприятию, осуществляющему производство драгоценных металлов или аффинаж. Это условие должно отражаться в договоре по переходу права собственности. Это требование подтверждается п.25.2 Методических рекомендаций по применению гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ (утв. приказом МНС РФ от 20.12.00 № БГ-3-03/447). В том же пункте методических указаниях разъяснено, что льгот для услуг по переработке давальческого сырья, в том числе промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, не предусмотрено.

Разберем еще некоторые положения статьи 149 и статьи 164 НК РФ.

В статьях 149 и 164 говорится о реализации драгоценных металлов налогоплательщиками Госфонду России, Банку России и банкам. В чем же разница? Разница заключается в том, что по статье 164 льгота применяется предприятиями, реализующими драгоценные металлы, которые сами их производят из лома и отходов. При реализации же драгоценных металлов, например купленных, применяется статья 149. В зависимости оттого, какую статью льготы применяет предприятие, различно ведение бухгалтерских операций.

Предприятия, применяющие льготу по статье 149, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, включают в расходы и принимают к вычету при исчислении налога на доходы организации (ст. 170 п.2 пп.1).

Предприятия, применяющие по статье 164 налоговую ставку 0 процентов, в налоговые органы представляют отдельную налоговую декларацию, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) подлежат возмещению, но только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК. Эти документы необходимы и для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.

Если это экспорт, то документы должны быть представлены не позднее 180 дней, т.к. на 181 день, считая со дня выпуска товаров таможенными органами, указанные операции подлежат налогообложению по соответствующим ставкам налога на добавленную стоимость. Документы, необходимые при реализации драгоценных металлов, предусмотрены п.8 статьи 165. Также обращаем внимание налогоплательщиков на п.6 и п.7 статьи 166.

Согласно п.6 ст. 166 сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемых в соответствии с п. 1 ст. 164, исчисляется отдельно по каждой такой операции. А согласно п.7 ст.166 в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислить суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем. В краткой статье невозможно подробно остановиться на всех особенностях налогообложения производителя драгоценных металлов из лома и отходов.

Фирма "АУДИТ-СТД" совместно с руководящими работниками налоговых органов готовы провести разъяснительную работу, которая поможет субъектам производства решить ряд вопросов минимизации налогов.

Аудиторская фирма 000 "АУДИТ-СТД", имеющая лицензию на общий аудит и аудит бирж, зарегистрированная в мае 2000 года, рассматривает в качестве одного из основных направлений своей деятельности специализацию на консультациях и аудиторских проверках предприятий, занимающихся производством промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы.

Из сказанного выше ясно, что эта отрасль имеет много особенностей и требует от аудитора не только знания законодательной базы, но и специфики работы предприятий. Накопленный опыт взаимодействия с производителями драгоценных металлов из лома и отходов показал, что аудиторы фирмы соответствуют этим требованиям.

000 "АУДИТ-СТД" тесно сотрудничает с Межрегиональным объединением производителей драгоценных металлов. Цель своего сотрудничества мы видим в совместном решении проблем и заострении внимания предприятий на вопросах по налогообложению, неоднозначно трактующихся проверяющими органами.

Для этого мы совместно организуем семинары, с привлечением сотрудников силовых и налоговых органов. Ближайший семинар по НДС состоится в ноябре месяце. Подробную информацию читайте на страницах журнала «ДМ/ДК».

По всем вопросам участия в семинаре обращайтесь в Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов по тел.331-2666 или по телефонам нашей фирмы 924-3121, 928-4806
Наш адрес: Б. Черкасский пер., д. 2/10 (М.Лубянка). www.ctd.ruE-mailctd@oss.ru

В начало »

Обсудить статью на форуме.

 

Галерея Jportal

Фото дня

<Без названия>

Перейти »

Последние добавленные фото

IMG-20190906-WA0000[1].jp...
IMG-20190831-WA0000[1].jp...
<Без названия>

Перейти »