Втордрагметаллы. Если нагрянет ОБЭП

Дата: 05.09.2011

В редакцию "Ювелирного обозрения» нередко приходят письма от читателей с просьбой посоветовать, дать консультацию, разъяснить спорные моменты той или иной ситуации. В этом номере речь пойдет о правомерности действии сотрудников ОБЭПа, которые, независимо от того, законно или нет поступили, все-таки зачастую наносят своими действиями урон. Нас, конечно, радуют обращения наших читателей, их доверие и уважение, и мы надеемся, что наши разъяснения помогут многим работникам ювелирной отрасли избежать неприятных моментов в своей работе. Хочется пожелать, чтобы таких ситуации возникало как можно меньше. Предлагаем вашему вниманию письмо сотрудников одного московского магазина.


"В наш магазин пришли с проверкой сотрудники ОБЭПа нашего округа. Сделали контрольную закупку, потом предъявили удостоверения и, без постановления о проведении проверки, потребовали предоставить уставные документы, договор аренды, справку о поверке весов и договора с комитентами (поставщиками). Все договора с клиентами изъяли - без предъявления постановления об изъятии или другого документа и без составления протокола - "под честное слово", сказав, что их просто нужно "проверить".

Потом стали звонить, вызывать комитентов "на беседу" (дознание) - выяснять, сдавали ли они эти вещи, много ли таких вещей у них, где взяли их, часто ли сдают в магазин и т.п. Об этом нам рассказали разъяренные клиенты.

Как я знаю, такое происходило не только в нашем магазине, но и во многих других ювелирных магазинах Москвы.

Просим разъяснить, законно ли поступили сотрудники органов, изымая у нас эти документы и вызывая наших клиентов, и главное -как нам поступать в данном случае?".

Прочитав письмо, редакция, в свою очередь обратилась за разъяснениями к компетентным органам (Управление по борьбе с экономическими преступлениями г. Москвы и Главное управление собственной безопасности МВД РФ) и параллельно - к штатному юристу Ольге Макаровой. К сожалению, ни первое, ни второе управления не дали исчерпывающей консультации по данному вопросу, однако посоветовали руководителям магазина лично обратиться к ним с заявлением - таким образом они будут иметь право расследовать это происшествие и дать ему ход.

Ольга Макарова дала свои рекомендации, которые мы и приводим ниже. Может быть, они и не ответят полностью на вопрос: „Что делать?", но, надеемся, помогут избежать в дальнейшем таких ситуаций.

Прежде всего хочется отметить, что сотрудники магазина-ломбарда допустили много ошибок. Видя их правовую неграмотность, этим умело воспользовались сотрудники ОБЭП. Давайте разберем эти ошибки:

1.  В каждом ломбарде (магазине) должен быть журнал учета мероприятий по контролю в соответствии с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", который вступил в силу с 11.08.01 г. Этот журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При проверке его заполняет контролирующий государственный орган, например, представители госторгинспекции. Согласно положений вышеупомянутого Федерального Закона, он не применяется в отношении действий, связанных с проведением налогового контроля, оперативно-розыскных мероприятий, дознания. При проведении проверок я рекомендую сначала дать заполнить этот журнал представителям контролирующих органов. Если они откажутся это делать, вы самостоятельно, у них на глазах, заполните этот журнал, предложите им расписаться, а в случае отказа сделайте соответствующую запись. В журнале указываются:
  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  • Ф.И.О. и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания мероприятия по контролю;
  • и последняя запись - о результатах проверки - выявлены какие-то нарушения или нет (акт прилагается) и подписи проверяющих.
  • Чтобы заполнить все графы журнала, вы должны ознакомиться с удостоверениями проверяющих и узнать их обязательные требования: какие нормативные акты подлежат проверке. Такое поведение будет свидетельствовать о вашей грамотности и знании правил защиты, а в дальнейшем даст возможность документально подтвердить свои слова.
2.  Следующая ошибка: ни в коем случае нельзя отдавать оригиналы документов, на этот случай у вас должны быть ксерокопии всех основных документов (свидетельств, разрешений, договоров). Сотрудники ОБЭП должны были забрать ксерокопии, сверить их с подлинниками, и заверить копии своей подписью. А если изымаются подлинники, то, конечно, составляется протокол (или акт изъятия, т.к. уголовное дело не возбуждено) в присутствии понятых. Иначе в дальнейшем у вас будут отсутствовать доказательства наличия этих документов и их изъятия. Ни-какое честное слово в данном случае неприемлемо. Теперь рассмотрим действия сотрудников ОБЭП:
  1. Отсутствие у них постановления о проверке не является нарушением: возможно, они просто шли мимо, зашли в ваш магазин случайно, сделали контрольную закупку и при этом обнаружили какие-то нарушения, например несоответствие веса, указанного на ценнике, фактическому или отсутствие российского пробирного клейма. Эти нарушения и повлекли их дальнейшие требования о предоставлении ваших документов.
  2. При обнаружении какого-либо нарушения торговли они обязаны были составить акт об этом, так как ваши нарушения могут подпадать под действие, например, ст. 200 УК РФ (обман потребителей).
  3. Факт изъятия документов без составления протокола также не является нарушени¬ем, поскольку вы сами добровольно их передали. В связи с тем, что уголовное дело еще не возбуждено, проведение следственных действий, таких как выемка, неправомерно, поэтому, видимо, и не составлен протокол. А на составлении акта вы сами не настояли.
  4. По поводу беседы с вашими комитентами. Думаю, она (беседа) носила профилактический характер, так как, как это видно из вашего письма, явных нарушений не было вы-явлено.
  5. В соответствии со ст. 109 УПК РФ орган дознания (в нашем случае ОБЭП) в срок не более 3 суток или, в исключительных случаях, не более 10 суток со дня начала проверки должен принять одно из трех решений:
    • возбудить уголовное дело;
    • отказать в возбуждении уголовного дела;
    • передать материалы по подследственности или подсудности в суд для административного взыскания, если ваши нарушения не подпадают под действие УК РФ, а относятся к административным правонарушениям.

Если эти сроки уже прошли, ждите решения ОБЭП по вашей проверке. А действия его сот¬рудников вы имеете право обжаловать прокурору округа.

В начало »

Обсудить статью на форуме.

 

Галерея Jportal

Фото дня

obj.jpg

Перейти »

Последние добавленные фото

2019-11-14_01h50_05.jpg
IMG_0570.jpg
IMG_0675s.jpg

Перейти »