https://www.traditionrolex.com/13
4 страницы 1 2 3 4 >
Витражная эмаль Shotai Shippo , Техника Shotai Shippo
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Господа эмальерные, я недавно наткнулась на неописуемой красоты японскую вазу, написано что сделана в старинной технике shotai shopping, подвид японской витражной эмали. Я нашла ее описание в нескольких статьях, она сводится к следующей процедуре:
1 на медный лист кладётся фондон
2 на фондон наклеиваются перегородки как в cloisonné
3 ячейки заполняются прозрачной эмалью  как в cloisonné
4 после всех обжигов медный лист вытравливается кислотой и остаётся только эмаль и тонкие перегородки. Очень красиво так как перегородки тонкие и общее впечатление воздушности усиливается

Я обрадовалась, что не надо выпиливать или паять перегородки (можно застрелиться), к тому же техника похожа на обычный cloisonné, которую я вроде в общем понимаю.

Нигде эта техника shotai shippo подробно не описана и возникли вопросы
- не представляю как делать без контрэмали, а если есть контрэмаль, как ее потом убрать?
- какой кислотой растворять медь и как защитить основную эмаль и перегородки?
Пользователь
Регистрация: 11.12.2010
Откуда: Москва

Сообщений: 4195
В друзьях у: 9
Голосов: 840 / 2
Это и есть искусство эмали.Знание на какие формы поверхности  можно класть эмаль без контры, как нивелировать ктр, снять напряжение и т.д. Как писал Серж, вопросы студки выходят на первое место. Размер ячеек, толщина перегородок и прочее прочее....
Даже если кто и знает, то на форуме уж точно не скажет.А порассуждать все могут))))
Сразу скажу, что я даже не представляю.Сейчас взял поле эмали в два раза больше по площади , чем обычно и ,как и предполагал, столкнулся с новыми нюансами, весь процесс  начиная от литья пластин,нанесения гильоше и обжина эмали надо корректировать.....
Алексей Лавлинский
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
alex xxx,
Мне кажется, что можно использовать конрэмаль, а при вытравливании защитить лицевую поверхность, а оставить незащищенной контрэмаль. Только не уверена, что и медь и контрэмаль можно растворить в один приём в той же кислоте, в химии я не сильна
Пользователь
Регистрация: 30.08.2012
Откуда: СПБ

Сообщений: 7294
В друзьях у: 26
Голосов: 1794 / 11
nnovikova,
Все металлы на которые кладут эмаль прекрасно растворяются в азотной кислоте. кроме золота.
Я в своё время делал аффинаж бракованных заготовок с эмалями, там были и гильоши и перегородчатые.
Получилась приличная кучка эмалевых пластин и трубок с гильошем внутри.
А защитить то что не нужно травить, легко - битумным лаком.
Правильный выбор и грамотное использование оборудования, инструмента и материалов, и есть профессионализм.
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Olaf,
То есть если перегородки из золота - они в азотной кислоте не растворятся, а медь растворится. Как же все-таки быть с контрэмалью?
Пользователь
Регистрация: 30.08.2012
Откуда: СПБ

Сообщений: 7294
В друзьях у: 26
Голосов: 1794 / 11
nnovikova,
Контр эмаль можно убрать алмазными борами, если это проблематично или просто неохота, можно в нескольких местах сделать отверстия до подложки. остальное сделает кислота.
Правильный выбор и грамотное использование оборудования, инструмента и материалов, и есть профессионализм.
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Olaf,
Спасибо, действительно, контрэмаль можно просто соскоблить.
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
 Забыла фото прикрепить, как эта техника выглядит
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Возникает другой вопрос, предположим, я убрала конрэмаль и защитила лицевую сторону эмали и положила в азотную кислоту, не испортит ли кислота ту часть эмали, где эмаль соприкасается с медной пластиной когда медь достаточно растворилась?
Пользователь
Регистрация: 09.03.2010

Сообщений: 10536
В друзьях у: 32
Голосов: 2222 / 44
Цитата
- не представляю как делать без контрэмали, а если есть контрэмаль, как ее потом убрать?
- какой кислотой растворять медь и как защитить основную эмаль и перегородки?
видимо контра там не нужна...ваза как сфера... основа тонкая (податливая) и скорей всего не из меди а из томпака... думаю на нем проще некоторые цвета.. будут например 5........
а травить... ну к примеру... медь травится хлорным железом в электронике..не только как медь так и серебро...азоткой в соотношении с водой 1\3
короче пробовать надо и все....
https://radio-shop.com.ua/hlornoe-zhelezo-bezvodnoe-250g

думаю в вашей Америке железо еще продают без лишних напрягов.
Изменено: Сергей Вальтман - 26.04.2019 04:45:05
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Сергей Вальтман,
Да, я думаю можно найти, ferric chloride
Пользователь
Регистрация: 27.01.2016
Откуда: г. Кунгур, Пермский край

Сообщений: 1458
В друзьях у: 6
Голосов: 244 / 3
nnovikova,
Сергей вам правильно написал. Для таких форм контрэмаль не нужна. В ней нет необходимости.
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Svetly,
Была мысль сделать не вазу, а ювелирное изделие, для начала просто плоское, думаю контрэмаль нужна для такого
Пользователь
Регистрация: 09.03.2010

Сообщений: 10536
В друзьях у: 32
Голосов: 2222 / 44
nnovikova,
Думаю не выйдет, после того как окончательно обожгете, и начнёте снимать контру, напряжения порвут картинку... Видимо нужно все таки продумывать как без контры, Толи очень тонкий лист брать что бы его эмалью стягивало как надо... И не было напряжений... Либо процесс ступенчатого снижения температуры... Либо способ борьбы с напряжения и основанный на разной теплопроводности материалов... Теория теорией но без  научного тыка не выйдет не фИка
Пользователь
Регистрация: 11.12.2010
Откуда: Москва

Сообщений: 4195
В друзьях у: 9
Голосов: 840 / 2
Эмаль скаблить не вариант.Тогда смысл в ней при обжиге теряется.Всмысле клали то мы ее зачем тогда? А локально высверливать, чтоб доступ для меди открыть ....., лучше тогда изначально с тыльной стороны кольцевые перегородки положить и не заполнять их контрой.Такое контрэмалирование допустимо.
А вообще все надо пробовать, согласен с Николаичем, тут дело такое. А что, у японцев такая техника встречается только на формах "ваза"? Есть ли на плоскости? Тоже такие факты должны заставлять эмальера задуматься.

Да, и опять же сейчас подумал, что локальное расстворение меди, через отверстия, может быть рисковым делом.Равномерное расстворение-равномерное напряжение.А вот какие перепады напряжения будут при расстворении меди через отверстия никто не знает.Вообще получается, что это изделие вообще неремонтопригодно.Одноразовое произведение искусства.Место в музее.
Алексей Лавлинский
Пользователь
Регистрация: 17.06.2015

Сообщений: 200
В друзьях у: 1
Голосов: 63 / 0
Это старинный способ изготовления витражной эмали.
Чтобы получить такой же результат, нужно иметь представление о технологии того времени : какие были печи и способы обжига. Выполнялись на тонкой медной фольге. Для выпуклых форм контрэмаль не нужна. Плюс выравнивание напряжения за счет выбора эмалей с подходяшим КТР и адгезией, подбор толщины эмали по отношению к фольге. Обжиг был в печах того времени, сама технология обжига была принципиально другой. Остужение шло вместе с печью, никто не доставал горячее изделие.
Полировка была только ручная. Некоторые вещи полировались по несколько лет. Шелковистый блеск придавался полировкой специальными травами.


Имея представление о материалах и техническом оснащении ювелиров и эмальеров того времени, можно подобрать современные аналоги.
Пользователь
Регистрация: 09.03.2010

Сообщений: 10536
В друзьях у: 32
Голосов: 2222 / 44
Цитата
сама технология обжига была принципиально другой. Остужение шло вместе с печью, никто не доставал горячее изделие.
если оно будет остывать вместе с печью... стечет к бубеням эмаль...... другое дело капсели или что то в этом роде.... а печь любая ..для такого размера будет иметь приличную массу и остывать будет долго... это не зеркало для телескопа остужать... стечет.......... полировать по несколько лет нет никакого смысла... так же как и использовать хвощ... в конце концов использовали гораздо успешней трепел.......там все тоже самое только лучше... а сейчас диоксид церия прекрасно заменит всю эту лабуду и пара печек одну долго остывающую.....
Изменено: Сергей Вальтман - 26.04.2019 16:24:58
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Zx11qwerty,
Есть современные работы, я их видела на этом сайте
Https://galleryjapan/locale/en_US/technique/otheworks/70104
Там также вкратце описан процесс, я ещё поискала немного и нашла упоминание что nitric acid используется для растворения меди, я не видела других изделий в этой технике кроме ваз, но это традиционное японское искусство и я думаю в старину никому в голову не пришло делать в этой технике украшения, тогда украшения выглядели иначе.
Yukiko Tanezava самые красивые изделия на мой вкус. Просто хоть поезжай в Японию и учись, хотя они наверное не очень-то учат чужаков
Пользователь
Регистрация: 03.10.2016

Сообщений: 461
В друзьях у: 0
Голосов: 72 / 0
Сергей Вальтман,
Я всегда считала что контрэмаль нужна чтобы изделие не потрескалось и не погнулось при остывании. А если уже остыло - то можно контрэмаль снять? И если придумать, как изделие будет очень медленно остывать - то можно и без контрэмали?
Пользователь
Регистрация: 14.04.2009

Сообщений: 693
В друзьях у: 1
Голосов: 61 / 7
С печами проще всего. Мне кажется проблема с эмалями. Скорее всего старые эмали варились при более низких температурах, были менее кислотоупорными, более легкоплавкими и вязкими. Если много обжигов (10-15) то среднюю медную пластину (примерно 20х30 см) до 0,5 см. вытягивает и неравномерно. А если разная толщина лица и контры ( а это всегда) то так выдувает бугры, что чем не прижимай, не поможет.
4 страницы 1 2 3 4 >
https://www.traditionrolex.com/13