https://www.traditionrolex.com/13
Формомасса для серебра, какую выбрать для 925 пробы ?
Пользователь
Регистрация: 14.11.2005
Откуда: Россия

Сообщений: 64
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0
Прошу специалистов дать консультацию относительно наилучшего выбора формомассы для литья ювелирных изделий из серебра 925 пробы. Заранее благодарна. :)
Всегда рады диалогу...
Администратор
Регистрация: 07.12.2004
Откуда: Москва

Сообщений: 2032
В друзьях у: 11
Голосов: 78 / 7
Я буду говорить о тех формомассах, которые знаю лучше всех  :roll:
Надеюсь, другие специалисты тоже подтянутся...
Хотя, с учетом того, что это - самые популярные в мире (без США, куда их возить экономически неэффективно) формовочные массы - я ориентируюсь на объемы продаж, думаю, что это будет достаточно объективная информация.
Итак, первая особенность серебра - гораздо более выпирающая составляющая расходных материалов в себестоимости изделий. То есть соотношение цена - качество выходит на первый план во многих случаях.
Вторая. Изделия из серебра, как правило, более массивны, чем изделия из золота - больше крупных (по ювелирным меркам) изделий, больше крестов, посуды, больше дизайнерской игры и крупных камней. Да и мелкая пластика из серебра набирает обороты (шахматные фигуры, скульптура и пр.)
Третья. В последнее время появилось целое направление серебряного литья, где исключительно высокое качество поверхности, подготовленное гравером, должно передаваться с максимальной точностью, без потерь - ведь последующая обработка таких поверхностей исключена. Примеры - Акимов, Федоров и пр.
Ну и конечно серебряная филигрань - литейки теперь позволяют пролить практически что угодно, для литья филиграни и деликатных поверхностей, нужна хорошая формомасса, которая бы в идеале просто оставалась в ведре после отмывки.

Соответственно, есть три задачи, которые не совсем пересекаются.
Есть и три решения.
1. Взять бронебойную, практически все выдерживающую, прощающую максимум технологических ошибок, дающую замечательную поверхность и остающуюся в ведре после отмывки формомассу SRS Silk. Это надежное, но самое дорогое решение. Так поступила компания Акимов например ;)
2. Взять формомассу SRS Eurovest - идеально по соотношению цена - качество. Большинство литейщиков серебра, бронзы и латуни предпочитают ее - практически не сыпется при прокалке (что обычно бич при наличии больших полостей в изделиях), дает исключительно стабильный результат и качество литья, которое многих устраивает в том числе и для литья золота. И замечательно отмывается - это вообще визитная карточка формовочных смесей SRS.
3. Для наиболее массивных и крупных вещей, скажем, начиная с шахматной фигуры ферзя или короля  :shock: , использовать формовочную смесь SRS Artcast, которая представляет собой Eurovest, армированный керамическим волокном.

Можно комбинировать эти три формомассы - выбирая подходящую в зависимости от текущей задачи.
Пользователь
Регистрация: 14.11.2005
Откуда: Россия

Сообщений: 64
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0
Цитата
1. Взять бронебойную, практически все выдерживающую, прощающую максимум технологических ошибок, дающую замечательную поверхность и остающуюся в ведре после отмывки формомассу SRS Silk. Это надежное, но самое дорогое решение.
Вопрос цены расходных материалов в серебре и именно для ювелирки очень спорный. Насколько я знаю SRS silk отличная формомасса и цена тут не причем. Дело в том, что производители серебряной ювелирки сталкиваются с множеством проблем, одна из которых потемнение серебра на прилавках и вечные возвраты из торговых сетей (уж это потери так потери), естественно формомасса здесь играет не последнюю роль, особенно если речь идет об оборотном металле.
Расскажите подробнее, какие присадки снижают последствия разложения гипса при литье (если это, конечно не ноу-хау), может быть какие-либо ещё идеи на этот счет. Я сейчас озабочена именно ювелиркой - печатки, плоские подвески (когда поверхность должна быть выведена идеально). Проводя анализ брака, сталкиваемся с типичной проблемой - оксидация, загазованность. Ясное дело, что вопрос комплексный, но у меня отсутствуют знания в этой (формомасса) области. И вот ещё, армированная, а как она для ювелирки? Спасибо большое, жду ответа.
Всегда рады диалогу...
Администратор
Регистрация: 07.12.2004
Откуда: Москва

Сообщений: 2032
В друзьях у: 11
Голосов: 78 / 7
Ни одна формомасса не решит проблему потемнения серебра целиком. Потому, что источником потемнения чаще всего являются соединения серы, образующие черный сульфид серебра. А они есть и в поте и в кожном жире и во многих других вещах, окружающих ювелирное изделие.
Тем не менее, первым источником серы в литье является сернистый газ, который образуется при литье в процессе разложения гипса (а гипс - один из двух основных компонентов формовочных смесей).
При температурах свыше 900 С гипс всегда будет распадаться с выделением SO2, вопрос в том, с какой интенсивностью будет идти эта реакция и какое количество SO2 войдет в непосредственный контакт с поверхностью серебра, а также попадет внутрь - под пленку поверхностного натяжения расплава, чтобы там законсервироваться для образования вскрывающихся газовых пор (если пузырьки крупные) и просто дать со временем стойкую черную сульфидную поверхность.
Это в общем зависит от трех факторов.
1. Чем ниже температура опоки при заливке, тем короче будет промежуток времени, при котором гипс разлагается.
2. Чем меньше в опоке будет углерода (который является катализатором этой реакции разложения CaSO4 на CaO и SO2), тем меньше SO2 выделится. Углерод образуется в случае нехватки кислорода в прокалочной печи в диапазонах температур 200-500 С, когда остатки воска из опок или сгорают без следа до газообразных продуктов (в достаточном количестве кислорода), или в результате пиролиза обугливаются (когда кислорода недостаточно).
3. Чем выше термостойкость гипса, использованного для формовочных смесей, тем менее интенсивным будет разложение гипса. Самый термостойкий гипс (и самый дорогой) используют для формомасс, рассчитанных на литье белого золота, особенно палладиевого белого золота, заливка которого происходит при более высоких температурах (как металла, так и опоки). Я думаю, при этом никто особенно не задумывается о серебряных литейщиках, важнее то, что термостойкость гипса уменьшает и образование газовых пор, что не менее важно для литья золота.
Одним словом, если на первое место выходит именно борьба за уменьшение сернистых соединений в литье, то я бы советовал использовать формовочные массы, рассчитанные на заливку при высоких температурах.
С этой точки зрения SRS Silk будет оптимальным решением.
Администратор
Регистрация: 07.12.2004
Откуда: Москва

Сообщений: 2032
В друзьях у: 11
Голосов: 78 / 7
Про армирование. Мой последний опыт - шахматные фигурки из серебра, которые отливались в Красном. Очень много деталей на фигурках, модели высочайшего качества. Самая проблемная была ладья - тонкостенная, вся из кирпичиков башенка, с мелкими деталями. На Kerr Satin Cast из семи отливок четыре ушли в брак - сильные высыпания формомассы. При запуске новой литейки (а хозяина просто страшно поджимало время сдачи заказа клиенту), отлили сразу три фигурки (нужна была одна - последняя) - заформовали одну в Eurovest, одну в Artcast (для надежности) одну в Satin Cast 20. Было благоприятное время для экспериментов - благо заодно еще и новую литейку испытывали.
В первых двух случаях поверхность литья значительно выигрывала, причем разница между двумя формомассами с точки зрения поверхности была не заметна. Меня сильно удивило, что поверхность литья на Satin Cast 20 была заметно хуже - эта формомасса дороже и позиционируется как более дорогая масса для литья золота, в том числе белого.
Сейчас клиент берет некоторые количества Artcast, как я понимаю, для особенно сложных случаев с точки зрения размеров литья, все остальное серебро льет на Eurovest. По цене они не отличаются. Artcast начинает схватываться чуть быстрее - возможно, как раз эти волокна ускоряют процесс.
Гость
Гость
SERG  
Подскажите газопроницаемость формомасс.
Насколько я понимаю чем выше проницаемость, тем лучше льется на вакууме.
Например Cast 20 позиционируется как формомасса с самой большой газопроницаемостью.
А как с этим вопросом у формомасс SRS Silc и других ???
https://www.traditionrolex.com/13