https://www.traditionrolex.com/13
2 страницы 1 2 >
Мелкая пористость , Мелкая сыпь на изделиях из золота 585
Пользователь
Регистрация: 08.02.2024

Сообщений: 11
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0

Здравствуйте. Беспокоит систематически выскакивающая мелкая сыпь на изделиях. Пробовали менять литниковую систему, понижали и повышали температуру опоки и отливки. Данное изделие отливалось из золота 585 пробы. Температура опоки 630, температура металла 1025. Вопросы: Как охарактеризовать эту сыпь? Усадка?
Как устранить ее на этапе отливки.
Изменено: Жоня - 02.05.2024 10:59:50
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
Жоня,
 Мало информации. Я бы охарактеризовал это, как включения оксида цинка, т.к. нету явной структуры. Но так же это может быть и усадкой.

Посмотреть бы изделие целиком вместе с литником. Деффект всегда в одном месте или гуляет по изделию?

Как вы льете? С защитным газом или без? Воск или полимер? Метал первичный или нет?

Опишите процесс подробнее
Пользователь
Регистрация: 08.02.2024

Сообщений: 11
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0
KeX,
Дефект гуляет по изделию. Лью вакуумом, давлю сверху аргоном. Воск. 50 процентов вторички (но пробовал отливать первичкой). По поводу изделия, данный дефект возникает не только в этом изделии, это изделие было взято как пример, думаю дело не в питателе так как питать пробовал в разные места и ничего не дало ощутимого результата
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
Жоня,
Ну, опираясь на информацию выше, я бы порекомендовал искать источник проблемы в метале, а именно в присутствии окислов (если исключить усадку). Очень похоже на включения оксида цинка. Цинк хорошо раскисляет золото, но и остается в расплаве в виде оксида. При условии, что литейка не травит воздух, кислород в новый сплав может попадать из меди или серебра низкого качества. Количество кислорода и оксидов во вторичном сплаве обуславливается техпроцессом - а именно тем, сколько опока выдерживается после литья до отмывки и в каких условиях и тем, как происходит подготовка вторичного метала к следующему литью. Так же это может быть оксид железа или включения осыпающегося графита из тигля.
Пользователь
Регистрация: 08.02.2024

Сообщений: 11
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0
KeX,
Спасибо, буду думать. Может еще кто нибудь посоветует что-то.
Пользователь
Регистрация: 20.08.2022

Сообщений: 68
В друзьях у: 0
Голосов: 13 / 2
Жоня,
Помимо всего прочего я бы посоветовал в магистрали, которая идёт от баллона к литейке, поставить фильтр. Ибо аргон бывает очень разного качества и даже если пишут, что высший сорт, особо высокая чистота - на заборе тоже много чего пишут, но баллоны эти заправляют тоже люди, а там где есть люди, невозможно исключить разгильдяйство. Мы сколько льём уже - пока работали без фильтра, после литья в плавильной камере такой срач из бордово-фиолетовой пыли, что диву даёшься. С фильтром она ушла, в литейной машине разве что есть немного чёрной пыли, но это уже больше от графита и, возможно, от частично выгорающего цинка.
Тигель у вас, надеюсь, из так званого "еврографита", он же МПГ-7? Просто более крупнозернистый любит сыпаться крупной крошкой. Хотя этот дефект и не похож на графит, если честно. От графита аж выбоины в металле появляются.
А золото хоть какое? Жёлтое, белое? Цвет на фото сложно определить. Может, банально, температура расплава слишком высока?
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
По поводу газа согдасен с Александром. По хорошему балоны перед закачкой нового газа должны промывать и вакуумировать, но как там работают - никто не знает.

Александр, черная пыль в плавильной камере это выгоревший цинк - хорошо помогает плавка со слегка избыточным давлением 0.2-0.3 атмосферы, он тогда меньше испаряется и больше остается в сплаве. Белая пыль или "паутинка" в тигле - окись цинка. Бордово-фиолетовая наверное ржавчина из балона была? Фильтр это дело хорошее, а он у вас не снижает скорость допрессовки (подачи газа в камеру)?

Про температуру - как по мне, так высоковата опока, но ТС не указал сплав, а гадать не хотелось. На мой взгляд всегда лучше поднимать температуру метала при недоливах, чем температуру опоки. В этом случае время взаимодействие горячего метала и горячей опоки короче, что минимизируют газовую пористость от разложения гипса. Скажем так - теплый метал в горячей опоке кристализуется медленнее, чем гоячий метал в прохладной опоке, соответственно и реагирует дольше, но есть риск усадки.
Пользователь
Регистрация: 20.08.2022

Сообщений: 68
В друзьях у: 0
Голосов: 13 / 2
Цитата
а он у вас не снижает скорость допрессовки (подачи газа в камеру)
Если и снижает, то не критично, она и так на нашей машине происходит плавно, по нарастающей.
Изменено: Александр - 03.05.2024 12:41:31
Пользователь
Регистрация: 08.02.2024

Сообщений: 11
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0
Александр, Александр,
красное 585
Пользователь
Регистрация: 20.08.2022

Сообщений: 68
В друзьях у: 0
Голосов: 13 / 2
Жоня,
У меня в голове мало мыслей, с золотом я имею дело, но сильно реже, чем с серебром. Золото мы льём при температуре опоки не более 600 градусов, возможно её стоит снизить и вам.
Вообще вот сколько я имею дело с литейными машинами и, соответственно, аргоном - вечно в литье какие-то нюансы. При этом у себя льюсь на перевёртыше, на котором даже термопары давно нет. И в этом случае если и возникают дефекты, то я хоть понимаю из-за чего. Недавно возникла проблема, что половина ёлок из серебра лилась чёрной/серой, оказалось что в муфельной печи сквозняк и ту половину опок, которая стоит ближе к двери, где как раз идёт приток воздуха, она сильно недогревает и, соответственно, из формомассы не выгорает сера.
И казалось бы похеру, лимонка их легко отбеливает, оставляя корку керамического белого цвета, которую затем мощная магнитная галтовка убирает, но не всё так просто. Литьё после всех этих процедур светлое и блестящее, а потом при обработке лезет куча пор, потому что если произошла реакция металла на состав формомассы, продукты реакции будут в том числе и в глубине металла. За этим моментом тоже надо следить, формомасса после прокалки должна быть белой, а не серой или жёлтой. Не уверен, что у вас эта же проблема.
Я бы в вашем случае для начала снизил литьевую температуру формомассы до 580-600°С и осмотрел тигель. Если поверхность его внутренних стенок уже довольно грубая - его стоит сменить. Если всё это не поможет, возможно надо таки фильтровать аргон, возможно даже сменить лигатуру. Потому что сама по себе температура металла у вас вполне позволительная для красного.
А легируете как? Предварительно или уже при литье? Если предварительно, то в инертной среде или хотя бы с борной кислотой, ну или хотя бы с бурой? Возможно на этом этапе происходит что-то неладное...
Пользователь
Регистрация: 03.11.2018
Откуда: Белгород

Сообщений: 2271
В друзьях у: 2
Голосов: 136 / 65
Александр,

Цитата
соответственно, из формомассы не выгорает сера.
интересно,что это у вас за ФМ?
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
Александр,
Формомасса состоит из гипса, кварца и кристоболита, а так-же микродобавок типа пеногасителей и ПАВов. В ней нет никакой серы.

Примерный состав:

Другой вопрос, что гипс - это сульфат кальция (CaSO4) и он при температурах выше 700С разлагается по уравнению 2CaSO4 = 2CaO+2SO2+O2. Температура разложения гипса тем выше, чем больше кристоболита в массе (отсюда и градация по качеству и стоимости масс). Вот этот сернистый газ и создает проблемы в виде газовой пористости в отливках. Но у ТС НЕ газовая пористость, т.к. она визуально выглядит совершенно по другому. На включение графита из тигля тоже не похоже, как вы и упомянули ранее. Соответственно температурные режимы тут не при чем.


Визуально деффект очень похож на усадку, но у усадочной пористости, как правило есть правильная дендритная структура, типа такой:


В данном случае никакой структуры мы не наблюдаем, откуда следует вывод, что это не усадочная пористость.

Более всего это напоминает включение оксидов. Но ТС додвольно скуп на информацию. О том, что это розовое золото мы узнали только через 4 дня. А каков состав этого сплава? Откуда компоненты? Лигатура это или отдельные металлы? Если отдельные, то откуда? Медь с проводов накусана или бескислородная? Присутствует ли цинк? Присутствует ли серебро? Как происходит лигирование и литье? Ну в общем вопросов к ТС намного больше, чем у ТС к форуму. Соотвественно и помочь в таком случае особо нечем, т.к. гадать на кофейной гуще и заваливать рандомными советами - это ну так себе помощь.



Что опоки серые внутри - то не из-за серы, а из-за углерода.
При недостаточной температуре, выдержке или при недостатке кислорода в печи - воск сгорает не полностью. Он впитывается в опоку и карбонизируется, отсюда и черный\серый цвет.

Ну и бура\борка\стекло\сода - это настоящие киллеры тиглей и штоков в машинах с закрытой системой литья.
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
Александр, Александр,
Позволю себе вставить Ремарку... Это критично. Метал в опоке застывает довольно быстро и скорость его кристаллизации зависит от навески. В целом, если нужно, что бы избыточное давление приносило пользу, то следует рассчитывать его примерно так: на каждые 100гр метала скорость задержки допрессовки должна составлять 0,2 секунды, но не менее 0,5 секунд, что бы не разбрызгивалось, как из сифона.



Метал должен допресовываться избыточным давлением довольно быстро. Т.к. как только он касается стенок опоки, примерно через 0,2-1 секунду он уже застывает на поверхности.



Соответственно, если подать давление раньше, чем через 0,2 секунды после поднятия штока - он просто разбрызгивается (эффект сифона). А если позже, чем через 1 секунду, то давление уже бесполезно, т.к. метал на поверхности уже твердый...

Именно по этому умные производители литейных машин комплектуют машины внутренним ресивером, способным обеспечить быстрое заполнение литейной камеры газом с избыточным давлением.

Медленная допрессовка (по нарастающей) не играет никакой роли. Пока набирается нужное давление, метал на поверхности соприкосновения с ФМ уже застыл - дальше давление - бесполезно



Цитата

Цитата
(KeX 03.05.2024 11:22:48) а он у вас не снижает скорость допрессовки (подачи газа в камеру)
Если и снижает, то не критично, она и так на нашей машине происходит плавно, по нарастающей.
Пользователь
Регистрация: 20.08.2022

Сообщений: 68
В друзьях у: 0
Голосов: 13 / 2
uvrigel,
Gold Star XL, как уже выше и писал.


Цитата
Вот этот сернистый газ и создает проблемы в виде газовой пористости в отливках
Его и имел ввиду. Просто выразился по простецки, так сказать...
Цитата
Что опоки серые внутри - то не из-за серы, а из-за углерода.
Да, углерод чёрный, сера - жёлтая. Формомасса может иметь лимонно-желтоватый оттенок, не песчаный, а именно лимонный. Это происходит когда её "недожарили" в печи и серебро в такую массу льётся чёрным, как шахтёр)
Цитата
Ну и бура\борка\стекло\сода - это настоящие киллеры тиглей и штоков в машинах с закрытой системой литья.
Да, флюсам не место в литейной машине, они там попросту не нужны, но я бы не говорил так категорично. Единственный косяк, который возникал у нас при попадании буры в тигель литейки - шток на холодную прилипал ко дну тигля. Но на горячую спокойно себе открывался/закрывался. А вообще, чтобы она туда не попадала, следует легируемый предварительно сплав после плавки хорошо прокипятить в лимонной, разбавленной серной или сульфаминовой (её кипятить не желательно) кислоте. Правда и это не панацея, ибо немного буры всё равно может остаться где-нибудь в шарике сплава, который при ударе об воду "запечатался" и закрыл в себе каплю буры.
Цитата
что бы не разбрызгивалось, как из сифона.
Знакомо) Как только нам привезли новую литейную машину, задержка допрессовки по умолчанию стояла 1 секунда, сплав выливается за ~2 секунды, соответственно допрессовка активировалась раньше нужного и получался смачный такой плевок металлом в опоку. Потом этот момент отрегулировали.
Цитата
Именно по этому умные производители литейных машин комплектуют машины внутренним ресивером
Видимо ASEG-Galloni не очень умные) У меня к этой литейке вопросов больше, чем к моему самопальному перевёртышу. И не в плане её сложности, а в плане "какого хрена она творит вообще". Сделать красивый дизайн и компьютеризировать её не забыли, а организовать её корректную работу походу ума не хватило. До этого работал на Рундист 4і, там допрессовка происходила с мгновенным нарастанием давления до нужного, здесь же идёт плавное нарастание и пока оно дойдёт до 2.5 бар (с этим значением играемся иногда в целях эксперимента), металл на стенках уже наверняка отвердевает. При том что ни тут ни там ресивера нет. Но вот сечение шланга подачи аргона разное, на новой литейке оно меньше. Возможно в этом беда.
Ещё эта чудо-машина любит в момент, когда давление максимальное или почти максимальное, уводить встроенный компьютер в экстренную перезагрузку, зависимость этого явления от чего либо пока не определили. И проблема в том, что когда происходит перезагрузка, пневматический шток, прижимающий опоку верхним торцом к верху литейной камеры, опускается. Стоит ли говорить о том, что происходит с верхушкой формомассы и металлом, когда это всё опускается, то есть разгерметизируется под давлением 1.5-2.5 бар?) Но это явление, благо, стало происходить кратно реже. Что это за хрень, пока не понимаем, сейчас отливку каждой ёлки снимаем на видео, чтобы запечатлеть этот фейерверк из формомассы и расплава и отправить на рассмотрение итальянцам... А он, как назло, не происходит)
При этом опока стоит 100% ровно, то есть строго перпендикулярно верхней плоскости, куда она прижимается. И в логах компа в таких ситуациях нет никаких зафиксированных ошибок.
Изменено: Александр - 08.05.2024 08:03:28
Пользователь
Регистрация: 20.08.2022

Сообщений: 68
В друзьях у: 0
Голосов: 13 / 2
Хер его знает с этой допрессовкой... Шланг идёт тут не шибко толстый, но как бы с завода предусмотрен штуцер как раз под этот диаметр, плюс у других людей на Ютубе шланг того же диаметра, при этом давление действительно нарастает прям очень быстро, практически мгновенно. У нас на выходе из баллона стоит редуктор, на нём как только не регулировал - скорость допрессовки не меняется. Возможно он имеет какую-то малую пропускную способность...
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
Александр,
Фиг знает, все может быть конечно, я в галлони не очень. У нас тут некоторые умельцы балон открывают на четверть оборота, а потом жалуются, что давление медленно набирается :)
Может фильтры в самой машине забились, когда вы использовали аргон, который красную пыль в камере давал (если они там есть)? Может быть можно подсоединить компрессор и прогнать машину в тестовом режиме без металла и нагрева? Так возможно будет понятнее источник проблемы медленного набора давления со стороны машины или со стороны балона
Пользователь
Регистрация: 20.08.2022

Сообщений: 68
В друзьях у: 0
Голосов: 13 / 2
KeX,
Да пыль была ещё на предыдущей машине) А на этой такой медленный набор с самого начала, она у нас недавно куплена. Будем пробовать, тестить, спасибо за всю информацию) По результатам постараюсь не забыть отписаться.
Насчёт тестового режима, я по правде сказать, даже не уверен, что он здесь вообще есть. Так чтоб прям без нагрева. Если с нагревом, то при заполнении плавильной камеры обычным воздухом из компрессора, сами понимаете, что будет с тиглем и штоком...)

Сегодня по разному с ней игрались, в том числе с параметром дегазации расплава, там есть два параметра, глубина вакуума в плавильной камере и последующее давление аргона в ней же после вакуумирования. Так вот на одном моменте я вакуум вообще на ноль поставил (как и было по умолчанию), а аргон поставил скромные 0.15 бар. Так перед открытием штока, когда пошла дегазация, металл весь забурлил, заискрил, стекло смотрового окна мгновенно почернело и... Даже при открывшемся штоке металл не вылился в опоку. Я блин вообще не понимаю эту галлони и информации по ней нет. По такому поведению можно сделать вывод, что в плавильной камере образовался сильный вакуум, из-за чего он весь забурлил и не вылился.
Я вот вроде по литью соображаю, может и не на уровне аса, но эта машина сводит меня с ума. В частности то, что информации нихрена нет и значение некоторых параметров приходится определять методом тыка. И такие тыки могут дорого стоить...
Изменено: Александр - 08.05.2024 15:04:02
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
Александр,


Ну за один раз ничего так-то критичного не будет. Я имею в виду, можно же поставить например температуру литья 300-500С? И не загружая метал в машину прогнать цикл литья, но с опокой? При 300-500 вообще графиту ничего не сделается от кислорода..

В сплаве цинк у вас. Сплавы с цинком нельзя дегазировать, иначе в плавильной камере при вакуумировании случается фейерверк из-за слишком интенсивного испарения цинка ))). Без цинка - хоть обдегазируйтесь )
Пользователь
Регистрация: 20.08.2022

Сообщений: 68
В друзьях у: 0
Голосов: 13 / 2
KeX,
Да, чёт за "литьё" на низких температурах не подумал. Надо попробовать. Насчёт цинка, блин, а ведь реально, не пришло в голову. Заодно я точно понял, что за чёрный нагар в плавильной камере - это выгорающий цинк. Ибо при этом фейерверке его там был просто вагон)
Вот блин, почему у меня тут рядом нет таких людей, как вы??) Вроде немало знакомых из этого ремесла, вроде что-то знают, но каждый знает своё и в итоге у меня нет каких-то чётких, структурированных знаний.
Изменено: Александр - 08.05.2024 17:09:45
Пользователь
Регистрация: 17.04.2008
Откуда: Москва

Сообщений: 575
В друзьях у: 3
Голосов: 115 / 5
Александр, Александр,
Ну почему ж нет. Есть )


Давайте добавляться в друзья что-ли там в мессенджерах (тг, ватсап).
Пришлите ЛС, как вас там найти.
С удовольствием помогу, чем смогу )
2 страницы 1 2 >
https://www.traditionrolex.com/13