Чернь это сплав сульфидов серебра меди с добавками сульфидов иных металлов. Приготовить ее можно классическим способом сплавляя металлы с серой. Или можно приготовить сульфиды металлов лабораторным способом.
Этот способ основан на взаимодействии сульфида натрия (Na2S) с солями металлов. Сульфид натрия распространенное вещество продающееся в магазинах химических реактивов и на его продажу нет никаких запретов.
Для получения сульфида серебра, берут готовый нитрат серебра 2 части и 1 часть сульфида натрия по весу.
Растворяют в дистиллированной воде обе соли и смешивают растворы. В осадок выпадает черный сульфид серебра. Осадок тщательно промывают водой и сушат.
Если нет готового нитрата серебра то чистое серебро растворяют в азотной кислоте. Полученный раствор нитрата серебра нейтрализуют раствором щелочи NaOH. Если раствор не нейтрализовать то реакция азотной кислоты и сульфида серебра пойдет так.
Na2S + 4HNO3 → 2NaNO3 + 2NO2 + S + 2H2O Сульфид серебра будет содержать примесь серы. Она выгорит при плавлении и не повредит составу но это затруднит подбор массовых частей для готовой черни.
Сульфид меди и свинца готовится так. Для меди берут одну часть нитрата меди или одну часть медного купороса и одну часть сульфида натрия. Для свинца берут свинец азотнокислый 1 часть и 1 часть сульфида натрия. Отдельно соли растворяют в воде и смешивают. Осадки промывают. Со свинцом нужно работать с с осторожностью. Его нитраты ядовиты а осадок сульфида представляет собой липкую пасту крайне сложную для промывания и загрязняющую все вокруг. Сульфид свинца устойчив и опасности не представляет.
Сплавление сульфидов производят в тигле обработанном бурой. После расплавления чернь выливают на металлическую поверхность. Видимых загрязнений на тигле нет. Но на всякий случай я использую отдельный тигель.
Вот сплавленный сульфид серебра. Это белое хрупкое вещество. На шлифе металлический блеск серебра. В составе он отвечает за блеск черни и серые тона.
Вот сплав 3 части сульфида серебра и 1 части сульфида меди. Рецепт античной черни. Цвет напоминает графит с синеватым отливом
Пробник черни на серебре. Состав 3.5 грамм сульфида серебра и 2.5 грамм сульфида меди. Свинец не использовался в виду его пагубного действия на сплавы. Его содержание в черни делает серебро непригодным к переплавке. По этой причине я решил его не добавлять.
Техника нанесения: На гравированную поверхность наносится порошок черни. Сверху на чернь укладывается флюс пв209.
Чернь не любит восстановительное пламя. Плавление черни и нанесение ее жестким пламенем. От мягкого пламени начинается пузырение. Чернь не любит перегрев. Температура плавления данного состава около 500 градусов. Чернь хорошо растекается по мелким деталям рисунка и крепко сплавляется с серебром.
Работа с чернью очень похожа на нанесение горячей эмали. Потому мне кажется уместным использовать наработки эмальеров по помолу отмучиванию и подготовке поверхности к нанесению. Так же стоит рассмотреть мокрое и сухое нанесение по типу эмалей.
Имея запас исходных веществ можно выполнять изготавливать чернь различных составов. По имеющимся рецептам или по своим собственным.