https://www.traditionrolex.com/13
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Модератор
Регистрация: 08.04.2005
Откуда: Израиль

Сообщений: 128
В друзьях у: 1
Голосов: 0 / 1
Разговор о "КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ" , я бы хотела начать с рассказа об эмали, во многом, потому, что эта тема уже затронута в нашем форуме, но не только поэтому. Эмаль - это тонкое умение, которым обладают самые лучшие мастера,   с веками эмаль приобретает новые лица, совершенствуются техники, но она, одназначно, является востребованной в той или иной своей ипостаси.
Немного об истории эмали и репродукций ( по "мотивам" эрмитажных коллекций) И так же предлогаю всем, у кого есть какие-либо ссылки на темы, касающиеся эмали поделиться с участниками форума.Заранеее всем благодарна.

ЭМАЛЬ
Эмаль, или, как ее долгие годы, вплоть до XIX века, называли, финифть, знала еще Древняя Русь, к ней обращались ювелиры последующих столетий, широко используется она и мастерами со-ветского декоративно-прикладного искусства.,
В зависимости от времени и развития стилевых направлений, а также от места производства эмаль была то подчиненной в общем декоре, подыгрывая драгоценным камням или металлу, то явля¬лась основным украшением предметов прикладного искусства, но всегда поражала богатством красок и изысканностью узоров.
Эмалью издавна украшались самые различные изделия: доро-гостоящие, главным образом, золотые или серебряные, предметы культового назначения - потиры, чаши, панагии, оклады икон или книг; широко применялась она и для декорировки предметов двор-цового и парадного обихода - государственных регалий, головных
уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий. Встречается она также на более дешевых бытовых предметах - серьгах, кольцах, крестиках, коробочках, часто сделанных из меди и бытовавших, например, в крестьянской среде.
Что же такое эмаль и из чего ее делают? В основе это белый или серый сложный по составу стекловидный сплав, обычно в виде порошка, так называемый «плавень» (пережженные олово и свинец в смеси с толченым стеклом и другими компонентами, определенным количеством поташа, натрия, серы), в который затем добавляют различные окислы металлов, придающие эмали тот или иной цвет. По образному выражению В. К. Тредиаковско-го, русского поэта XVIII столетия, «финифть есть род стекла ж, краскою напоенного»1.
Мастера Киевской Руси владели умением изготовлять эмале¬вые краски, что подтверждается археологическими раскопками на месте древних ювелирных мастерских; по сохранившимся сведени-ям, в более поздние времена ювелиры могли приобретать готовые бруски или пластины эмалевых красок в торговых рядах, специ-альных лавках. В ХП-Х1У веках особенно ценилась стойкая по составу эмаль византийского производства. Позже закупалась при-возная из Западной Европы или из стран Востока, использовалась и отечественная эмаль.
Кусок ее нужно было сначала раздробить, затем тщательно растереть в специальной ступке (обычно агатовой) в мельчайший порошок, смешивая с небольшим количеством чистой воды или скипидара, или с эфирными маслами (чаще употребляли лавандо-вое масло) до получения густой влажной массы. Только тогда кра-ска считалась готовой - ее и наносили на заранее обработанную поверхность предмета из золота или меди, реже - серебра. Для этого пользовались либо специальными шпателями, либо тонкими кисточками, изготовленными из волоса хвостов горностая или белки. Старые мастера иногда использовали также трубочки из гусиного пера. При расписной эмали, пока не высыхала эмаль одного цвета, нельзя было наносить другую. Затем изделие или пластину с нанесенными и хорошо просушенными красками обжигали в специальной, муфельной, печи при равномерном сильном нагревании. Так как окислы металлов в эмали имеют различную температуру плавления, то сначала наносили краски, требовавшие очень высокой температуры - до 850 градусов Цельсия, затем те, которым нужна более низкая. Обжиг проводился неоднократно, и каждый раз мастер вносил необходимые исправления или изменял, добавлял, подновлял выгоревшие эмалевые краски, пока они ни приобретали нужный цвет и блеск, который усиливался после по-лировки.
Существует много технических разновидностей эмалей - выемчатая, или обронная (по литью или резьбе), перегородчатая, эмаль по сканому орнаменту, эмаль по рельефу, сквозная, или прозрачная (ее называют также просвечивающей, или «оконной») и, наконец, живописная (расписная) эмаль. Последняя техника применялась как для росписи металлических изделий прикладного искусства, так и для создания самостоятельных портретных изоб-ражений или сюжетных композиций.

Колты 17в




Венец. Москва 17в
[/url]

Пояс. Мастер Зверев 1899-1908 г








Ковш 19в


Элементы Ковша





Флакон - ароматник 17 в


Оклад для иконы


Фаберже 1902г
https://www.traditionrolex.com/13