Добыча. Реализация драгоценных металлов, найденных или добытых физическими лицами

Дата:

Рассматривая возможности реализации драгоценных металлов физическими лицами, предоставленные им действующим законодательством Российской Федерации, следует разграничить понятия "находка" и "добыча" драгоценных металлов.

Когда обычный гражданин находит драгоценный металл, то такой металл в соответствии со ст.ст.227, 228 и 229 Гражданского кодекса Российской Федерации является находкой. Нашедший обязан уведомить об этом собственника или кого-либо из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и передать найденное этому лицу. Если такое лицо неизвестно, нашедший обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. При этом нашедший и возвративший найденное лицу, управомоченному на получение, вправе потребовать от него вознаграждение за находку в размере до 20% ее стоимости.

В ряде документов, принятых Администрацией Магаданской области, посвященных данному вопросу, такой найденный металл именуется "подъемным" (случайно найденным).

В ст.1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" записано: "Добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы..."

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а добытые из недр ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Из сказанного следует, что металлы до их добычи - государственная собственность. Очевидно, что "подъемный" металл - это не добытый металл. Ведь для ведения добычи необходима лицензия, а добыча без лицензии является нарушением требований законодательства. Статья 30 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" устанавливает, что лица, виновные в нарушении установленного порядка добычи драгоценных металлов, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полученные в результате осуществления незаконной добычи средства обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Никто, кроме лица, уполномоченного государством на принятие "подъемного" металла, не вправе принять такой металл, а тем более заплатить за него нашедшему указанные выше 20%. Уполномоченное государством лицо, выплачивая нашедшему вознаграждение, должно удержать с причитающейся суммы подоходный налог (12%) и взнос в Пенсионный фонд (1%). Именно необходимость взимания указанных налогов с лица, претендующего на такое вознаграждение, не позволяет осуществлять прием "подъемного" металла анонимно.

Для того чтобы сдать находку, совсем необязательно быть зарегистрированным в качестве предпринимателя. Такое требование установлено Законом РФ "О недрах" только для пользователей недр, ведущих добычу металла в соответствии с лицензией и утвержденными квотами.

Оплата 20% лицу, нашедшему металл, затраты по его хранению, производству и транспортировке должны быть произведены государством. Законодательство не закрепляет непосредственное право на "подъемный" металл субъекта Федерации, на территории которого такой металл был найден, так же, как и не наделяет этого субъекта правом устанавливать режим реализации такого металла. Очевидно, что вопрос установления порядки реализации "подъемного" металла относится к компетенции федеральных органов или уполномоченных ими соответствующих органов субъектов Федерации. При этом необходим ясный статус предприятия, осуществляющего прием такого металла, для чего следует определить его права, обязанности, источники финансирования, а также взаимоотношения с бюджетами различных уровней и ответственность по взятым на себя обязательствам. Напомню, что речь идет о металле, принадлежащем государству.

Юридическое лицо, уполномоченное государством на принятие "подъемного" металла, должно иметь юридические, организационные и технические возможности аккумулировать такой металл, хранить, перерабатывать и реализовывать. Его полномочия при этом могут быть отражены в договоре с уполномоченным государственным органом. Таким образом, понеся расходы по расчетам с нашедшим "подъемный" металл, по производству, хранению, транспортировке и т.д., уполномоченное государством юридическое лицо может распорядиться полученным металлом в соответствии с условиями договора (в том числе и на условиях раздела продукции).

Именно такое уполномоченное юридическое лицо может от имени государства за счет средств федерального бюджета осуществлять прием и расчеты за найденные уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни от физических лиц, не являющихся недропользователями.

При этом вполне логично было бы предусмотреть в договоре возможность освобождения такого уполномоченного юридического лица от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся такому уполномоченному юридическому лицу при реализации "подъемного" металла. В тех случаях, когда таким уполномоченным юридическим лицом будет являться недропользователь, стоимость "подъемного" металла не будет включаться в налогооблагаемую базу для уплаты им, например, регулярных платежей за пользование недрами, определяемых как доля от стоимости добытого минерального сырья. Им не будут также производиться отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Правовой статус физических лиц - недропользователей более детально отражен в законодательстве. Такие физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляют добычу металла на основании выданных им лицензий и установленных квот. Добытый по условиям лицензии металл является их собственностью, и они вправе реализовывать его по своему усмотрению в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями лицензии.

Правительство Российской Федерации приняло 1 декабря 1998 г. постановление N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа" (аффинаж - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам). В числе операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа предусмотрены и операции, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на минеральное сырье и продукты переработки минерального сырья, использование минерального сырья в качестве залога.

В соответствии с п.8 упомянутого постановления минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, имеющим лицензии на операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

Исчерпывающий перечень видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, требующих лицензирования, установлен ст.15 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Несмотря на то что Федеральному закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" уже больше года, процедура получения указанных лицензий до настоящего времени не разработана.

Тем не менее и на сегодняшний день не может считаться нарушением действующего законодательства приобретение минерального сырья для его дальнейшей переработки лицами, уже обладающими правом и возможностями (организационными, техническими, юридическими, экономическими) осуществлять те или иные операции с драгоценными металлами, при условии правильного юридического и бухгалтерского оформления таких сделок, исключающего перепродажу купленного минерального сырья в том же виде, в каком оно было приобретено.

Физическое лицо - недропользователь обладает тем же объемом прав и обязанностей, что и юридическое лицо - недропользователь, что в обоих случаях закреплено в лицензии. Добываемый им металл на выделенной ему в соответствии с лицензией территории является собственностью этого физического лица и должен реализовываться в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Сложность, как и в случае с "подъемным" металлом, заключается в незначительности количества металла, что затрудняет процесс его производства и, соответственно, не дает возможности оперативно получить средства от его использования. Принятие упомянутого выше постановления Правительства N 1419 стало серьезным шагом на пути к упрощению громоздких и нецелесообразных путей реализации минерального сырья, до недавнего времени сохранявших хорошо знакомые черты государственной монополии.

Свобода распоряжения добытым минеральным сырьем для любого недропользователя ограничена только необходимостью учитывать преимущественное право Российской Федерации и ее субъектов на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов (п.6 ст.2 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). Получив отказ уполномоченных государственных органов в лице Гохрана России и органов исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого были добыты эти драгоценные металлы, недропользователь получает право продать его или распорядиться им другим способом. Кроме того, действующее, законодательство позволяет решать финансовые проблемы физического лица - недропользователя и иными путями. Так, собственник вправе поручить "заботу" о своем имуществе другому лицу без передачи права собственности на него. Недропользователь может заключить договор на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья (включая аффинаж) с включением в него положений, характерных для договоров поручения, комиссии или доверительного управления, допускаемых в соответствии со ст.421 ГК РФ. Передача минерального сырья третьему лицу либо предприятию-переработчику по договору поручения, комиссии или в доверительное управление с целью его переработки и реализации в интересах недропользователя не влечет перехода права собственности и не нарушает условий лицензии такого перерабатывающего предприятия.

Подобный договор допускает переработку и реализацию переданного металла независимо от его количества. Добытое физическим лицом - недропользователем минеральное сырье вместе с аналогичным сырьем других таких же недропользователей может быть переработано в слиток и продано по их поручению. При этом средства от реализации небольшого количества металла, сданного каждым недропользователем, будут получены им значительно быстрее, чем если бы ему пришлось самостоятельно добывать и накапливать его до нужного количества. Аналогичный комплекс услуг может быть предоставлен недропользователю и в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности), что в отличие от других видов договоров позволяет воспользоваться перечисленными выше услугами по производству, хранению, транспортировке драгоценных металлов без уплаты налога на добавленную стоимость.

Проблема оперативного и регулярного возврата средств за добытый недропользователем металл может быть решена и путем выплаты предприятием-переработчиком залоговой стоимости сдаваемого ему на переработку минерального сырья в качестве обеспечения обязательства по его переработке и реализации.

Оплатив залоговую стоимость принимаемого на переработку и реализацию минерального сырья, предприятие-переработчик (аффинажный завод) по существу становится собственником металла, имея возможность возместить свои расходы после его реализации. Использование для реализации минерального сырья договоров, отличных от договора купли-продажи, позволяет сохранять право собственности на металл до момента реализации его в уже аффинированном виде, соотносить стоимость произведенных затрат и рыночной стоимости на момент продажи и определять этот момент, получить дополнительные доходы от использования металла, не продавая его (разместив его на обезличенных счетах, использовав его в качестве залога и др.).

Юрисконсульт ЗАО "НБЛзолото" А.Ашавская

В начало »

Обсудить статью на форуме.

 

Галерея Jportal

Фото дня

<Без названия>

Перейти »

Последние добавленные фото

<Без названия>
<Без названия>
<Без названия>

Перейти »