Уважаемые специалисты! Не могли бы высказать свое мнение по возникшим на форуме фалеристов вопросам относительно способа производства предметов из серебра. Возник спор о подлинности нагрудных знаков. Высказано мнение, что 5-ть серебряных знаков изготовлены путем литья со снятием копии знака из бронзы. Знак из бронзы прошел аукционную проверку и сомнений в его подлинности не возникло. Прилагаю фото 6-ти знаков (5-ть в серебре и 1 из бронзы). Размер знаков 59х33мм. На всех знаках имеются характерные особенности в виде точек, бороздок, канавок. Расположение некоторых из них идентично у всех 6-ти знаков. Так, точки над буквами «Э» и «Ш» в надписи «Э.К.Шубертъ», трасса из серии точек вниз от болта в центре знака. Вопрос, возможно ли путем снятия копии знака из бронзы изготовить литьем представленные на фото знаки из серебра, с сохранением на них имеющихся мельчайших точек, бороздок, канавок? Или все знаки (бронзовый и серебряные) могли быть изготовлены штамповкой одним инструментом?
(огреС 06.01.2018 19:24:12) Olaf, я думаю, что клейма в те времена наносили давлением, а не литьем...
Совершенно верно. Как и большинство наград. Литьё использовалось достаточно редко. А вот после изготовления, некоторые элементы перед сборкой проходили дальнейшую обработку щётками, обсыпкой, галтовкой, или каким то иным способом. И по скольку поставить клеймо на собранное изделие весьма проблематично, а зачастую вообще невозможно, то и обрабатывались детали наград и знаков с уже нанесёнными клеймами. Это старая, широко распространённая в то время технология. Отсюда вывод: Покоцаность клейм не может являться признаком подделки. Вот пример проклеймённого изделия, с последующей отделкой. Портсигар, 30-е годы. Оригинал.
Правильный выбор и грамотное использование оборудования, инструмента и материалов, и есть профессионализм.