https://www.traditionrolex.com/13
[Закрыто] Обработка (облагораживание) драгоценных камней
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
ОБРАБОТКА (ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ) ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет/чистота/насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть – драгоценного камня.

Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы "обработки" - огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.

Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.

Основные причины для облагораживания драгоценных камней:

Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях – и стабильность (долголетие) цвета.

Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.

Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких...

Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:

Основные, наиболее распространенные методы – термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)

Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, аквамарина, аметиста, цитрина, танзанита, циркона, топаза и турмалина... Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней. Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Абсолютное большинство турмалинов нагревают для их «осветления» - от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все (99.9999%) тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.

Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.

Новейшие методы термической обработки:

- с заполнения камня естественной пастой (fracture filled). Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.

Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..

Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса...

- с заполнения камня стекломассой (led-glass filled).

Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером – могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%). Изделия с такими камнями нельзя паять – опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина....

- глубокая диффузия инонов Be.

Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания ( при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..

"Странный" эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл.. И - ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат – появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.

В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров – Be-treated. Определить такую обарбтоку для мелких камней стало почти невозможно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование. Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.

Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило – танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком.

- Облучение

Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся... Занимают такие процессы очень долгое время – миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс. Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней – для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.

Промасливание.

Заполнение бесцветным маслом – способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато – повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды – штучные редкости!!! Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии – кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению – результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко – повторного промасливания.

- Заполнение резиной.

Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Как минимум 50% всех изумрудов на мировом рынке – резинонаполненные.

Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.

Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, не принятые геммологическим сообщество. Коротко об основных:

- Поверхностная диффузия.

Применятся в основном для производства голубых сапфиров. Поверхность камня покрывается тонкой пленкой на основе легкоплавких оксидов металлов с содержанием ионов титана и ваннадия. Затем камень помещается в печь, где при прокаливании пленка разушается, а ионы ванадия и титана проникают в самые верхние поверхностные слои камня. При этом естественно и окрашивается только поверхность, на глубину не более чем в несколько десятков микрон. Окрашивание надежное, цвет уже никогда не поменяется... Часто лишь случайно расколов камень удается увидеть, что Ваш красивый насыщенный голубой сапфир, купленный за безумные деньги – внутри цвета помоев или темной детской неожиданности... Любой геммолог без труда способен идентифицировать такой сапфир.

- Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.

Технологически - очень простой способ... Всего несколько секунд в магнетроне, и гора каменй, размещенных в его вакуумной камере, превращается в.... мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно... А также в розовые топазы, в невероятные желто-голубые аметрины, в танзаниты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности... Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.

Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).

Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам - правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки!!!

НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)

ИЗУМРУД: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.
РУБИН: Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.
САПФИР: Термическая обработка, диффузия.
ТАНЗАНИТ: Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.
АКВАМАРИН: Обычно – термическая обработка для улучшения цвета (удаление зеленого тона у слабо окрашенных зеленых бериллов)
ГОЛУБОЙ ТОПАЗ: Всегда – облучение и/или термическая обработка для придания камню голубого цвета.
ЦИТРИН: Практически всегда - термическая обработка аметиста для придания характерного цвета.
АМЕТИСТ: Очень часто - термическая обработка для усиления и закрепления цвета.
ВСЕ ВИДЫ ПРОЗРАЧНЫХ КВАРЦЕЦ: Часто - облучение для усиления цвета.
ДЕМАНТОИД - часто термообработка (только российского материала)
ТУРМАЛИН: Обычно – облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней, термическая образботка для придания голубого цвета
АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ: Всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.
АПАТИТ: Очень часто – термическая обработка.
ГОЛУБОЙ ЦИРКОН: Часто – термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда - для придания камню голубого цвета.
НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ и подобные минералы: Обычно - пропитка бесцветным воском.
КОРАЛЛ: Обычно - отбеливание.
ЖЕМЧУГ: Обычно - отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске.
ЧЕРНЫЙ ОНИКС: Всегда окрашивание.
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 03.12.2011

Сообщений: 1
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0
А не просветите, какими способами отбеливают кораллы? Какие растворы для этого используются?
Пользователь
Регистрация: 13.06.2010
Откуда: Донецк

Сообщений: 889
В друзьях у: 8
Голосов: 119 / 5
Цитата
для производства рубинов и красных сапфиров
GSK, Всегда думал,что красный сапфир т.е. корунд называется называется рубин,в крайнем случае - тёмно розовый сапфир.Уважаемый GSK,не на минуту не ставлю под сомнение Вашу компетентность-просто поясните-это какой то особый красный оттенок?В любом случае большое Вам спасибо за "ликбез"-всегда очень необходимая информация доступным языком,читаю с большим интересом.Кстати Вы действительно уверены в безопасности облучения-я где то читал о "фонящих" камнях из России продающихся в Таиланде(по моему)?
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
Georg.P,

По поводу безопасности облучения:

- Да, абсолютно уверен, если облученные камни были выдержаны после процедуры положенные сроки..

- Не уверен, что все "облучальщики" всегда выдерживают эти сроки.. :)  Но, в принципе, при массовом промышленном производстве даже в недоразвитых странах контроль за этим делом жесткий.

По поводу красных сапфиров и рубинов:

Скажем так - не то, что в домашних условиях, но даже силами стандартно оборудованной геммологической лаборатории весьма трудно бывает определить границу "сапфир"-"рубин". Чаще всего для этого приходится полагаться на косвенные признаки, на цвет и включения. При изучении включений тоже требуется особая внимательность и доступ к очень хорошой базе данных по включениям, абсолютное большинство из них свойственны для всех корундов, но есть и типично рубиновые "своеобразности". Но это все именно косвенные улики, полагаться на которые для окончательных выводов нельзя.

В принципе же никто не будет спорить, что типичный "непограничный" рубин выглядит легко отличим от сапфира..  

Но "сложные случаи" тоже нередки.. В таких случаях помогает только изучение химического состава, и/или полноценный спектральный анализ. Суть в том, что цвет рубина обусловлен хромофором хромом. У сапфира розового, красного, пурпурного хром как хромофор тоже может присутствовать, но обязательно на фоне железа и титана,  и с содержанием, не превыщающем содержание титана (в противном случае абсорбционный эффект сязи Cr-O полностью перекрывается таким же эффектом связи Ti-O). А это уже весьма сложная аналитика, и пока только это дает возможность точного разделения по принципу "сапфир-рубин".
Изменено: GSK - 04.12.2011 18:25:50
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
Цитата
А не просветите, какими способами отбеливают кораллы? Какие растворы для этого используются?

К сожалению - не просвещу... Не занимался и не интересовался деталями на эту тему..

Используют для отбеливания кислоты либо какие-то растворы, содержащие активные анионы, с pH-фактором ненамного ниже 7 (около 5 наверное). Сильная кислота запросто не отбелит, а целиком растворит коралл.

В юности я отбеливал свои кораллы из аквариума, используя простой обеливатель для белья! Замачивал на 2-3 часа, а потом промывал долго в сливном бачке туалета.. :)
Изменено: GSK - 04.12.2011 20:01:06
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 19.10.2010
Откуда: Челябинск

Сообщений: 5844
В друзьях у: 17
Голосов: 910 / 24
alisa-73,
Пару столовых ложек хлорки на литр воды, погрузить в этот раствор коралл и убрать подальше на недельку другую. После хорошенько промыть в проточной воде и высушить.
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
Georg.P,
Вот 2 показательные иллюстрации ( с учетом показательности фотографий через монитор конечно же):

Сапфир:

Рубин:
Изменено: GSK - 05.12.2011 01:12:33
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 08.06.2006

Сообщений: 73
В друзьях у: 0
Голосов: 0 / 0
Не очень показательные иллюстрации.
Или у меня моник плохой :)
Но я ориентируюсь следующим образом.
Если выстраивать последовательный ряд оттенков, то сапфир к красному приходит из оранжевого (желтая часть спектра), а рубин из розового.(синяя часть спектра)
Как то так.
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
На мой взгляд - очень показательная иллюстрация, поскольку на изображениях 2 камня, сапфир и рубин одинакового цвета: насыщенность очень слабая, тон средний, оттенок слабо пурпурновато красный. Именно возможнодть такого "цветового" совпадения я и хотел показать.

И "моник" скорее всего у Вас нормальный, и Вы ориентируетесь в принципе верно. Когда у Вас есть под руками возможность опираться только на спектр поглощения, другого "ориентирования" и быть не может. Но это тоже - косвенная "улика"

Обе разновидности, и сапфир , и рубин по цвету могут пересекаться и полностью совпадать в зоне от оранжевого через красный до пурпурного..  Только полный хим- анализ  даст достоверный ответ. Рамановский спектрометр тоже поможет, но и он не за каждой дверью хранится.
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 13.06.2010
Откуда: Донецк

Сообщений: 889
В друзьях у: 8
Голосов: 119 / 5
GSK, Спасибо Вам за разъяснения,всё стало на свои места. Кстати, камни на двух Ваших фото,если бы спросили,однозначно назвал бы розовыми сапфирами,ну опять же ориентируясь только на цвет.А что это за "рамановский спектрометр"-какой то особо чуствительный или с большим полем зрения?Видел обычные - и для меня осталось загадкой, как на такой мелкой шкале можно рассмотреть эти линии, да ещё и определить какой длине волны они соответствуют.Подскажите ещё пожалуйста(раз пошла такая "пьянка") можно ли однозначно определить природное происхождение алмаза, если присутствует так называемая "капская линия" - 416 н.м. (по моему), или не факт?Понимаю, что простых методов отделения природных алмазов от синтетики не существует и малогабаритные приборы типа тестеров появятся не скоро,да и доверия они особого не вызывают-поэтому посоветуйте на что необходимо обращать внимание при попытке определить происхождение камня?P.S. Геммологам в моём городе доверяю ещё меньше чем тестерам.
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
Georg.P,

:) Назвав самостоятельно эти камни розовыми сапфирами, Вы были бы недалеко от правды, поскольку методы точной диагностики действительно труднодоступны..

Рамановская спектроскопия (лазерная спектроскопия КР) изучает т.н. комбинационное рассеяние света, наблюдаемое в образце при падении на него монохроматического излучения. Метод КР основан на регистрации и изучении рамановских спектров, содержащих данные о колебательных, а иногда вращательных и иных низкочастотных модах, что дает возможность извлечь ценную качественную и количественную информацию об анализируемом объекте, в т.ч. о его тонкой структуре, физических свойствах и химическом составе.

Капская линия может служить доакзательством природности, но ей в обязательном порядке должны сопутствовать еще несколько четко определяемых  линий определенных длин волн. То есть доказательством природности эти линии служат по совокупности ( 416, 435, 452, 465, 479) (подчеркнуто - линии слабые. могут быть- труднозаметны на портативном спектрометре).

Что у Вас имеется под руками из оборудования? Микроскоп? Спектрометр? Еще что-либо?
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 13.06.2010
Откуда: Донецк

Сообщений: 889
В друзьях у: 8
Голосов: 119 / 5
GSK, Микроскоп и 20 летний опыт .Делаю как правило индивидуальные заказы,от рисунка до закрепки.Очень люблю современные,европейские многокаменные вещи- так что бы в кольце от 200 шт. и более- говорю это к тому что камней насмотрелся и опыт кой какой есть.Кстати описанные Вами китайские клееные брили увидел сразу-просто не понял как сделана эта "туфта".Спектроскоп хотел купить,но не понравилось очень малое поле зрения-верно он ,как Вы говорите,портативный.Покупаю камни у проверенных временем поставщиков,цветные волнуют мало-все знают что их "облагоражитвают",а вот синтетические брили-потенциальная головная боль.Помните,когда Вернейль придумал способ выращивания корундов их долго не могли отличить  и продавали по цене натуральных.Сейчас-трояк ведро,а натуральные так и стоят нереальных денег.Так же и с синтетическими брилями-сами не ведая могли их поставить клиенту не умея отличить,а пройдёт лет 10,придумают какой нибудь тестер,как людям в глаза смотреть?
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
Georg.P,

Микроскоп и двадцатилетний опыт - уже очень существенно! надо еще кое-что, совсем немного, и - опыт, практика дадут Вам результат.

Могу только повторить то, что вроде бы уже тут выкладывал.. Дополнительно - по этой ссылке Вы найдете изумительный набор фотоиллюстраций включений в бриллиантах, распределенных к тому же по градациям чистоты. http://www.gemfacts.com/grading/Clarity.aspx


Желательно иметь сильную, не менее 20х лупу, еще лучше - микроскоп.. Спектрометр, хотя бы простенький карманный, тоже хорошо бы иметь.. Источник ультрафиолета и сильный магнит.. И Вы - в безопасности!

Вот несколько рекомендаций:

1. Не всегда, но очень часто, если синтетический бриллиант положить столом (площадкой) на чистый белый лист, по краю, вдоль рундиста будет заметно что-то типа белой полосы, вроде как зоны вторичной интерференции.. Связано это с тем, что при росте в расплаве более легкие изотопы "всплывают"... Этот эфект "белой зоны" всегда заметен у CZ-ов (фианитов), но только еще сильнее. Если такого эффекта нет у бриллианта, это еще не гарантирует его природности, но если эффект заметен - гарантирует синтетичность.

2. Синтетические бриллианты в 95 случаях из 100 реагируют на очень сильный магнит.

3. Отсутствие заметных включений под лупой 20х, а уж тем более под микроскопом, почти гарантирует синтетичность.. Просто представьте себе вероятность попадания к Вам бриллианта с чистотой F (верхний край класса 1) и сопоставьте с ценой, за него заплаченой..

4. Спектр синтетического бриллианта не всегда, но как правило (зависит от класса спектрометра) покажет наличие линий железа и никеля (катализаторы при процессе синтеза), зерна которых не видны даже в самый мощный оптический микроскоп ( а электронный микроскоп сам по себе редкость редкостная)..

5. В достаточно сильный микроскоп синтетика показывает зернистость. Природные бриллианты всегда огранены их монокристаллов, синтетические представляют из себя массив сросшихся "супер-микро"-монокристаллов.

6. Катодно люминесцентная сьемка (не представляю правда, насколько это реально в условиях даже ювелирной мастерской, не говоря уже о домашних условиях) для HTTP-синтетических кристаллов всегда покажет перекрестно наслоенные зоны роста. То есть кристаллы растут сначала снизу вверх, потом слева направо, потом опять снизу вверх, потом опять.....

7. Если суметь совместить фильтр полярископа с микроскопом, то в поляризованном свете будут хорошо видны "копии" затравочного кристалла, из которых состоит вся масса синтетического бриллианта. То есть все монокристаллы, вне зависимости от направления роста, повторяют форму затравки. Сама затравка будет видна в оригинальном геометрическом центре бывшего неограненного кристалла в виде затемненной зоны.

8. Анализ флюоресценции (думается - доступен и в ювелирной мастерской, и дома). Флюоресценция природных бриллиантов всегда голубая. Флюоресценция HTTP-синтетики желто-зеленая. Флюоресценция в коричневый или бесцветной CVD- синтетике всегда красная.

9. Фосфоресценция HTTP-синтетики. После выключения источника ультрафиолета HTTP-синтетические бриллианты очень короткое время продолжают светиться, фосфоресцировать.

]Анти-рекомендация:

Не стоит доверять различным даймонд-тестерам. По оптическим свойствам, электропроводности, теплопроводности синтетические бриллианты от натуральных неотличимы. Любой из таких тестеров всегда покажет "натуральный' камень. Ошибка возможна как раз в обратную сторонуе - на реальный природный камень теплопроводные тестеры могут показать "синтетику". Это возможно из-за того, что природные камни имеют включения. Измерение тестер проводит линейно, то есть по оси, как игла (щуп) к камню приложена.. И результат логарифмируется. Если на этой оси окажется газовое включение, или газожидкостное включение, или жидкостное включение, или или кристалл инородного минерала, или зерно немодифицированного углерода - в каждом случае конечный результат измерения будет разным. И что там прибор сочтет - предсказать сложно.
Изменено: GSK - 06.12.2011 00:08:17
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 13.06.2010
Откуда: Донецк

Сообщений: 889
В друзьях у: 8
Голосов: 119 / 5
Цитата
Флюоресценция природных бриллиантов всегда голубая
GSK, Мне казалось,что у природных бриллиантов бывает и жёлтая и оранжевая флюоресценция.Даже в какой то книге о драг.камнях видел фото кристаллов алмаза в ультрафиолете- они там светились чуть не всеми цветами радуги.
Цитата
Фосфоресценция HTTP-синтетики.
А разве природные не фосфоресцируют?Понятно, таких не много-но они по моему есть,или я не прав?В любом случае огромное Вам спасибо за столь полную и нужную информацию-правда очень хочется.что бы она не пригодилась.С ув.
Изменено: Georg.P - 06.12.2011 13:18:14
Пользователь
Регистрация: 29.10.2010
Откуда: Монреаль, Канада

Сообщений: 786
В друзьях у: 7
Голосов: 280 / 4
Georg.P,

Выражусь корректнее про флюоресценцию. Очень редко встречается желтая, оранжевая и даже зеленая флюоресценция у природных бриллиантов. Но действительно - крайне редко, только у бриллиантов 1 очень малораспространенного физического типа, которого в земной коре в разы меньше, чем 1 процент. Именно этим алмазам свойственен эффект хамеленона. Вероятность попадания такого бриллианта в руки, и Ваши, и мои - исчезающе мала.. :)  Такие бриллианты во много раз дороже обычных!

Кроме того, все алмазы, обладающие неголубой флюоресценцией, способны демонстрировать еще один фокус: После облучения УФ в течение какого-то времени (недолго, и индивидуально для каждого камешка) они накапливают энергию и начинают светиться стандартным голубым цветом.

Фосфоресценция природным необлагороженным бриллиантам не свойственна. Крайне редко можно наблюдать такой эффект, заметный невооруженным глазом, у камней, имеющих существенные, также заметные невооруженнычм глазом, включения. В таких случаях всегда удается визуально "локализовать" эффект, видно, что фосфоресцирует не сам бриллиант, а какое-то конкретние включение.  Но это настолько редко встречается, что мне, к примеру, довелось об этом только читать, видеть - не видел.

Редко встречается у бриллиантов другое явление - термолюминисценция, которое и можно на "первый взгляд" за фосфорсцецию принять.
С Уважением,
GSK
Пользователь
Регистрация: 12.10.2006
Откуда: Архангельск

Сообщений: 112
В друзьях у: 0
Голосов: 1 / 0
Так много говорится о защите от искусственных (синтетических) бриллиантах.
Почему на рынке много продавцов не природных сапфиров, изумрудов. Это камни заняли своё место на рынке. Я часто предлагаю клиентам, в целях экономии, синтетику вместо натуры. И это воспринимается нормально. Но как-то не принято предлагать искусственный бриллиант.
Почему до сих пор я не видел рекламы бриллиантовой синтетики?
Почему многие слышали слоганы " Принцессу на венчание" и ни кто не слышал " искусственный бриллиант- ни кто, ни когда не узнает"  Где их вообще продают?
к тебе не раз еще вернется
Пользователь
Регистрация: 13.06.2010
Откуда: Донецк

Сообщений: 889
В друзьях у: 8
Голосов: 119 / 5
Цитата
Так много говорится о защите от искусственных (синтетических) бриллиантах.
Очень мало говорится!
Цитата
Где их вообще продают?
К сожалению часто там же, где и натуру.И не всегда "вспоминают" ,что это синтетика.
Изменено: Georg.P - 08.12.2011 14:24:23
https://www.traditionrolex.com/13