https://www.traditionrolex.com/13
3 страницы 1 2 3 >
Амальгамирование. Есть ли смысл и какая ТБ?
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
Уважаемые мастера.
Довольно редко, но возникает потребность положить на единичные работы позолоту самого высокого качества. Прежде всего говорю о цвете - хочется действительно сочный золотой цвет. Все реактивы, которые я видел, дают не тот оттенок. Плюс, так же редко, но иногда нужно сделать подложку под горячую эмаль для серебра.
Насколько я понимаю, наилучший цвет, а также наибольшую толщину слоя можно получить с помощью ртути.
Есть ли альтернатива?
Какие правила в технике безопасности? Достаточно ли вытяжного шкафа? Речь идёт 10-20 небольших работах в год.
Буду благодарен любым конструктивным комментариям. Спасибо.
Развернуть ⇓
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 26.09.2013

Сообщений: 723
В друзьях у: 4
Голосов: 30 / 1
Цитата

золотой сплав и так металл- зачем ртуть, микронное золото ляжет по любой форме поверхности
Диффузия металлов
Пользователь
Регистрация: 26.09.2013

Сообщений: 723
В друзьях у: 4
Голосов: 30 / 1
Цитата
у нас делали собор без ртути в 1900 году и тоже все умерли
Они-то от старости, наверное, умерли
Пользователь
Регистрация: 25.08.2007

Сообщений: 450
В друзьях у: 0
Голосов: 71 / 5
металлическая связь осуществляется без диффузии
Пользователь
Регистрация: 30.10.2012

Сообщений: 2312
В друзьях у: 5
Голосов: 254 / 11
Climber1,
Зря все это! Все равно сгорит.
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
IgIg,
В смысле слой под эмалью? Ну не знаю. Один знакомый эмальер говорил, что так делали (в том числе, вроде бы некоторые ордена), и получалось. Сам я этих работ не видел, так что не утверждаю.
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 25.08.2007

Сообщений: 450
В друзьях у: 0
Голосов: 71 / 5
золото не сгорает, продиффундирует в основу, но оставит обогашенный по золоту подслой
Изменено: платонов павел - 25.05.2016 05:56:35
Пользователь
Регистрация: 08.03.2016
Откуда: Москва МИХМ

Сообщений: 870
В друзьях у: 4
Голосов: 129 / 1
Ртуть изначально даёт очень толстый слой металла. Но на подготовленные и соответствующие поверхности. Типа меди, с которой она даёт амальгамму. Для этого процесса амальгамирование подложки обязательно. Я в вакуум камере много лет назад пробовал амальгамму на медь нанести и выпарить.. очень красиво и стойко. Только золото мягкое очень получается, так как чистое. Можно ли сплавы (для износостойкости) не знаю. Я бы выпаривал в вакуумной камере, с конденсацией ртути в охлаждаемой ловушке. Просто из соображений ТБ, натирать естественно под тягой, выпаривать под разрежением. И ртуть обратно в процесс пойдёт и загрязнений не будет. Просто под тягой выпаривать очень сильное загрязнение вокруг будет.
Пользователь
Регистрация: 29.05.2008
Откуда: РХТУ им. Менделеева, Москва

Сообщений: 855
В друзьях у: 18
Голосов: 165 / 2
Гальваническое золото из нормального электролита для осаждения чистоты - лучший выход и по цвету, и под эмаль. При этом, если цвет отклоняется от чистоты, покрытое изделие надо термообработать при 120-150 градусах 2-3 часа и цвет станет совсем близким к чистоте
Пользователь
Регистрация: 08.03.2016
Откуда: Москва МИХМ

Сообщений: 870
В друзьях у: 4
Голосов: 129 / 1
Ему для редких работ раствор дорого обойдётся, как мне кажется. Он нестойкий, не хранится и объём надо большой. С этой точки зрения амальгама лучше. Вакуумный колокол, тарелка к нему, токоввод герметичный (из конденсаторов МБГЧ я обычно делал :) ) с электроплиткой ну и вакуум-насос с ловушкой на входе. Натёр сколько надо, амальгаму отложил остаток в шкаф. Просто, но конечно экологи новомодные за такую установку распнут без жалости :) .
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
Wow!!!
ОГРОМНОЕ все спасибо за ответы!
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
платонов павел,
Вашу мысль понял. При случае я спрошу у эмальера, что именно он видел, когда сбивал с некоторых старых работ эмаль. Насколько я понял - речь шла именно о довольно толстом слое чистого золота.
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
ДмитрийМ,
Мне очень понравился ваш метод. Увы, не располагаю вакуумной камерой. Хочу купить со временем вакуумную стоматологическую печку, чтобы в ней эмаль запекать - но это дело отдалённого будущего.
Что касается экологичности - увы, процесс действительно грязный. Чем я себя успокаиваю - что мне это нужно довольно редко и в очень малых объёмах. Надеюсь, 2-3 разбитых градусника в год не сильно навредят экосистеме. Работать, разумеется, с этими вещами буду только ночью, чтоб не подтравить никого.
Чтобы не подтравиться самому - покупаю химический вытяжной шкаф. Надеюсь, этого будет достаточно.
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
Кирилл Мефодьевич,
очень рад, что вы уделили внимание этой теме. Прочитал все темы на этом форуме про родий. Большинство выписанных для себя ценных советов - ваши :)
Про гальваническую позолоту - можете подсказать, где лучше почитать об этом? Перелопатить все темы про позолоту в ближайшее время просто не смогу.

И что вы, как гальваник, можете сказать про амальгамирование? Имеет ли оно свои преимущества в озвученных мною областях?
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 29.05.2008
Откуда: РХТУ им. Менделеева, Москва

Сообщений: 855
В друзьях у: 18
Голосов: 165 / 2
Амальгамирование имеет место не как способ золочения (огневой или горячий), а как предварительная обработка меди и ее сплавов перед нанесением серебра (в особенности) и золота для получения высокой адгезии (сцепления) покрытия с изделием. И проводится оно путем окунания обезжиренного и активированного изделия в раствор, содержащий соли ртути, например, нитрат. После нанесения амальгамы и покрытия изделие прогревают (100-150 гр) пару часов и взаимная диффузия делает свое дело - слои намертво срастаются. И паров ртути при этом мизерное количество, можно не беспокоиться, мы в далеком детстве баловались - латунные монетки в 2 и 3 копейки начищали, амальгамировали и потом в ларьке орлом к верху клали - невнимательные продавщицы принимали их за 10 и 20 копеек (стыдно теперь); но иногда таскали их долго в карманах и ничего, живы все пока.
А почитать про золочение для общего развития советую книжку Буркат Галины Константиеновны "серебрение, золочение, палладирование и родирование", а также справочники по гальванотехнике, можно ознакомиться с книжечкой Халилова Ибрагима Халиловича "Гальванотехника для ювелиров". Сам хотел такую книжку написать - руки не дошли. Если выскажете свое мнение о перечисленной литературе, может возьмусь за это дело с учетом пожеланий, может кто из ювелиров присоединится к высказыванию пожеланий по поводу такой литературы.
Пользователь
Регистрация: 08.03.2016
Откуда: Москва МИХМ

Сообщений: 870
В друзьях у: 4
Голосов: 129 / 1
Цитата
Увы, не располагаю вакуумной камерой.
Для простоты можно школьную использовать, вот такой http://en.edu.ru/publications/general/211?catalogueId=679 . Раньше во всех школах были, у меня на работе пяток ещё стоит лишних :), с насосами. Между насосом и колпаком ставите охлаждаемую ловушку (лучше всего сухим льдом) в ней пары ртути конденсироваться будут. Потом или собрать или хлорным железом нейтрализовать.

В дно тарелки сверлите отверстия для ввода питания на электроплитку маленькую и для термопары.  В эти отверстия вклеиваете (например на менделеевской замазке) стеклянные бусинки с трубочками-токоподводами от конденсаторов больших, например МБГЧ (МБГО и т.п.). Плитку через латр, колпак снизу смазываете вазелином, на него сетчатую накидку на случай растрескивания. И начинаете греть изделие для испарения ртути.
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
Кирилл Мефодьевич,
всё понял!

Книги найдены, скачены.
Хочу спросить вас как практика насчёт книги Халилова Ибрагима Халиловича "Гальванотехника для ювелиров".
Я пока рылся на форуме увидел несколько разгромных комментариев в её адрес - мол, человек вообще неадекватные вещи говорит. Пока не читал, но насторожило. Если я правильно понял, вы книгу рекомендуете?
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
Кирилл Мефодьевич,
прошу прощения, не сказал про вашу книгу.
Лично я буду счастлив прочитать ваш литературный труд. Уверен, вам есть что сказать.
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 22.12.2008
Откуда: Киев

Сообщений: 139
В друзьях у: 0
Голосов: 2 / 0
ДмитрийМ,
wow, так это простейшее устройство. Я почему-то представил себе дико сложную и специализированную установку. А это можно легко собрать самому.
Вы меня вдохновили, спасибо вам огромное!!!
Петька, что по приборам? Два! Что два? А что по приборам?
Пользователь
Регистрация: 26.09.2013

Сообщений: 723
В друзьях у: 4
Голосов: 30 / 1
Climber1,
И компрессор взять от автомобильного кондинционера с разборки, к шкиву кондюка ручку присобачить
Пользователь
Регистрация: 26.09.2013

Сообщений: 723
В друзьях у: 4
Голосов: 30 / 1
Цитата
Между насосом и колпаком ставите охлаждаемую ловушку (лучше всего сухим льдом) в ней пары ртути конденсироваться будут.
А где сейчас вообще берут сухой лёд?
3 страницы 1 2 3 >
https://www.traditionrolex.com/13