Наверное, эта тема все время проскальзывает в контексте разговоров о ювелирном искусстве, и мне хотелось бы заострить на ней внимание.
Мне кажется, что само понятие ювелирное искусство размазывается, стирается, растворяется в пришедшем на смену традиционному ручному труду суррогатном компьютерном производстве ювелирных изделий. Я думаю, что лет через 50 ювелир, или гравер, или закрепщик с монтировщиком, работающие штихелем и лобзиком, будут выглядеть динозаврами по сравнению с теми, кто обслуживает компьютерные технологии... (ВО! Даже термин образовался – оператор компьютерных технологий (типа как оператор машинного доения.) Так называемый ювелир незаметно становится обслуживающим персоналом, технологом компьютерных процессов, задействованных в изготовлении так называемых предметов искусства. Понятие ХУДОЖНИК, ТВОРЕЦ, СОЧИНИТЕЛЬ, МАСТЕР уходит в прошлое.
Раньше ювелирным мастерством считалась способность мастера руками делать такие вещи, которые, казалось бы, невозможно сделать простому смертному. Сейчас же нужно только вертексы подтянуть к поликам и свелдить вершины. Надфиль заменила мышь, а человеческую фантазию - плагины и возможности софта. Бриллианты заменила синтетика, горячую эмаль – эпоксидка, человеческую мысль и способность работать руками – компьютер. Технологии... технологии... технологии... Ювелирное искусство перестает быть чем-то уникальным, оно уже превращается в ювелирную промышленность, в доступный бизнес. Скоро и вообще мало что нужно будет делать – только лишь войти в интернет и купить сотню-другую эстээлок.
Так можно ли назвать это действо ювелирным искусством, если рука "ювелира" соприкасается с изделием только тогда, когда нужно переложить его из опоки в галтовку? Или это и есть ОНО САМОЕ – современное ювелирное искусство?
Наверное, сейчас любители компьютерного ювелирного искусства возмутятся,- мол, это отражение сегодняшнего дня... что компьютер - это такой же инструмент, как твой дурацкий лобзик и пр.
Не соглашусь!!! Почему? А представьте себе певца, который вышел на сцену и предложил послушать его новую песню. Щелк по кнопочке (кстати, уже БЫЛО – "фанерой" называлось, но люди предпочли живой звук) и ... Или художника, который щелк по кнопочке ... или скульптора, который тоже щелк ... или дирижера с оркестром
... брррррр...
Компьютер-то, собственно, ни в чем не виноват. Компьютер является совершенным инструментом при выполнении всяких разных техзаданий. К примеру, компьютер уже не заменить ничем другим в полиграфии. Но можно ли назвать книгу, при создании которой использовался компьютер, суррогатом? Нет. Ведь книга – источник информации, а не продукт искусства. Компьютер – великолепный инструмент для разработки компьютерных игр. Здесь, что называется, сам Бог велел. Компьютер незаменим в автопроме. Можно ли назвать просчитанный в 3d автомобиль суррогатным? Наверное, нет. Ведь это не предмет искусства. А вот в НАСТОЯЩЕМ искусстве, в ювелирном в частности, как в свежевыжатом соке - должно быть все по-другому. По-настоящему. Натурально.
И еще – мне кажется, что при продаже так называемых ювелирных изделий, исполненных с помощью компьютерных технологий, на бирке необходимо указывать что-то типа ИКТ (использованы компьютерные технологии), как на продуктах, в которых использованы ГМИ (генномодифицированные ингредиенты). А то надоело глотать эту чушь о "ручном труде"...
Хотелось бы надеяться, что я сгустил краски... Посмотрим...