Опал представляет из себя компактное стекловидное тело, состоящее из слабо кристаллизованного, или аморфного, гидратированного кремнезема. Благородный опал, благодаря своеобразному отражению и преломлению света (эффект опалесценции) отличается игрой очень ярких красок во всем видимом диапазоне спектра.
Опал формируется осаждением из кремний-содержащих растворов близко к земной поверхности. Исследование опалов с применением электронного микроскопа показало, что опалы состоят из сфер размером от нескольких десятков до нескольких тысяч ангстрем, плотно упакованных в гексагональной или кубической структуре. Сами сферы состоят из гидратированных кристаллов кремнезема – в основном из смеси кристобалита, тридимита, и «случайных» негидратированных кристаллов кварца, в самых непрогнозируемых сочетаниях. Показатели плотности и коэффициента преломления у опалов ниже, чем у кристаллов составляющих его кремнеземных минералов. Игра цвета благородного опала возникает из-за многократного расщепления и рассеяния света в субмикроскопических слоях составляющих его кремнеземных сфер.
При нагревании опал может потерять до 20% своего веса (за счет испарения воды), при этом он разрушится и выкристаллизуется в виде составляющих его чистых минералов кремнезема.
Обычно опал содержит от 4 до 9 процентов воды (по массе), но более низкое и значительно более высокое содержание воды тоже наблюдается достаточно часто. Концентрации глиноземов, окислов железа и окислов щелочных металлов являются величинами переменными и могут достигать нескольких процентов у белых (светлых ) опалов и даже выше у темных опалов, основной «несущий» тон которых придают включения «пигментирующих» минералов. Родственные опалу опалины (по сути – недозревшие, рыхлые водосодержащие кремнеземы) часто находят около горячих подземных источников и около гейзеров.
В 2008 году начата добыча благородного опала в новом месторождении Wegel Tena в Эфиопии, расположенном в 200 км к северу от давно известного месторождения опалов Mezezo и 550 км к северу от Адис-Абебы.
Регион Wegel Tena состоит из последовательно чередующихся вулканических (слои базальта с риолитовыми кальдерами) и осадочных пород. Найден лишь один приповерхностный очень тонкий пласт, содержащий минерализованный опал. Толщина пласта не превышает 2-3 метров от поверхности, и при добыче опала применяются только молотки и лопаты.
Основной «несущий» цвет новых опалов – белый или желтый (иногда до довольно темного коричневого). В отличии от опалов из Mezezo, новонайденный материал исключительно (для опалов) тверд и устойчив к механическим нагрузкам, при добыче и обработке практически не растрескивается.
Опалы из Wegel Tena обладают также весьма необычной особенностью. При замачивании в воде многие камни теряют свою «игру цветов» и становятся прозрачными. Однако при высыхании, которое может занять несколько дней, полностью восстанавливается и «полупрозрачность», и «игра цвета». Этот эффект связан с высокой пористостью опала. При длительном замачивании в воде плотность камня может вырастать на 5-10%.
Отличаются опалы из Wegel Tena и необычностью рисунков, создаваемых эффектами цветовой игры. Часто проявляются «кожа ящерицы» или «цифровые наборы». Поскольку оба этих эффекта были известны ранее в синтетических «благородных» опалах, то сейчас даже специалисты иногда сталкиваются с серьезными проблемами в идентификации природности новых эфиопских опалов.
Природные опалы с проявлением эффекта "змеиная кожа"
Тщательная геологическая разведка нового месторождения пока не проводилась, и потому невозможно обозначить даже примерные запасы этого драгоценного камня. Но в любом случае можно сказать, что открытие опалов в Wegel Tena оказалось самым значительным событием для этого вида камней за последние более чем 100 лет.
Покупателям благородных опалов (а любителей этих камней становится все больше) нужно помнить несколько важных моментов:
1. При условии, что продавец продает действительно полноценные природные опалы, а не их симуляции, не дуплеты и триплеты, нельзя, а точчнее - вообще новозможно предьявлять продавцу претенции о том, что игра цвета полученного камня отличается от видимой на фотографии.. При фотографировании опалов создаются почти идеальные условия для максимальной опалесценции, кроме того - визуальный эффект зависит от угла зрения. Чтобы увидеть точное повторение рисунка, как на фотографии, необходимо смотреь на камень с той же дистанции, из той же точки, что и обьектив камеры.. При этом обязательным условием остается идентичное освещение, ну и чувствительность глаз наблюдателя тоже желательно поднять до уровня матрицы фотоаппарата..
2. Для долговременного наслаждения красотой опалов нужно уметь правильно с ними обращаться.. Хранить опалы желательно в закрытых боксах, что позволяет сохранять постоянную температуру и влажность атмосферы внутри бокса. Опалы не любят переохлажедния ниже 0 градусов, не любят перегрева, и очень не любят долгое время оставаться под прямым солнечным светом, особенно - летним...
3. На рынке в продаже имеется очень много опалов, игра цвета которых усилена и зафиксирофана благодаря пропитке камней бесцветным природным маслом (практика очень частая для австралийских опалов, но пока не зарегистрированыподобные случаи обращения с эфиопскими и суданскими опалами). Масло имеет особенность медленно испараться из таких камней благодаря высокой пористости опалов, причем, что естественно, чем выше постоянная температура окружающей среды, тем быстрее масло испаряется, а опал "выцветает". Это неприятно для владельца, но горю можно помочь даже в домашних условиях. Достаточно иметь натуральное, лучше всего - кедровое или коноплянное масло и герметически закрывающуюся кастрюлю-скороварку.
4. Для африканских опалов в случае их пересушивания или наоборот - переувлажнения камню надо провести полноценную водную процедуру, замочив его на сутку в чистой, очень желательно - дистиллированной воде, и потом просушить при комнатной температуре. В абсолютном большинстве случаев, если не произошло разрушения "активных слоев" повышенной температурой или внешним химическим воздействием, игра цвета полностью восстановится
GSK, Будьте так добры, ответьте чайнику -чем отличается благородный опал от обыкновенного и огненного? Ниже фото маленькой кучки сырья - к какому классу опалов его можно отнести?
Огненный опал не обладает иридисценцией, его цвета от желтого до ярко красно-оранжевого:
Благородный опал обязательно обладает иридисценцией. Но еще он должен относиться к классу гидрофанов. Зоны опализации кварцита даже с сильно выраженной иризацией, но с непросвечивающей матрицей, благородными опалами не являются. Визуально гидрофаны отличаются тем, что полностью, всем своим обьемом, пропускают свет, но при этом не являются прозрачными.
На Ваших фотографиях камни, содержащие в том числе и иризирующие зоны гидрофанов. Если их возможно извлечь из матрицы и обработать, сохранив при этом эффект иризации, они будут благородными.
GSK, Т.е. благородный опал "мерцает" и кажется прозрачным хотя таким не является, а обыкновенный просто разных цветов и не "мерцает". Правильно понял я?
Точные географические координаты места, куда русские чаще всего всех посылают: 14°24' и 71°18' - город Nahui, Peru.
GSK,,большое спасибо за отличный материал по опалам! Теперь знаю,что мой эфиоп "змеиной кожей" обладает Не знала,как этот рисунок правильней назвать и сама окрестила "соты"
Цитата
3. На рынке в продаже имеется очень много опалов, игра цвета которых усилена и зафиксирофана благодаря пропитке камней бесцветным природным маслом (практика очень частая для австралийских опалов, но пока не зарегистрированыподобные случаи обращения с эфиопскими и суданскими опалами). Масло имеет особенность медленно испараться из таких камней благодаря высокой пористости опалов, причем, что естественно, чем выше постоянная температура окружающей среды, тем быстрее масло испаряется, а опал "выцветает". Это неприятно для владельца, но горю можно помочь даже в домашних условиях. Достаточно иметь натуральное, лучше всего - кедровое или коноплянное масло и герметически закрывающуюся кастрюлю-скороварку.
На всякий случай очень интересно узнать тонкости процесса
Тонкости процесса достаточно просты.. В термостойкой колбе с хорошо притертой крышкой или в той же плотно закрывающейся скороварке медленно довести до кипения масло и дать покипеть минут 10-15. Камень класть в холодное масло. Кастрюлю и колбу ставить на конфорку плиты немного сдвинутой, что бы оставалась часть дна, не контактирующая с горячим металлом. И камешек положить именно на эту часть дня.
После дать остыть, и промыть камнеь проточной водой...
Опалы со слабой иризацией на время заметно усилят свою игру красок, но постепенно эффект сойдет на нет..
Приличные "эфиопы" вообще не нуждаются в такой процедуре.. Их при заметном ослабленни красок достаточно просто замачивать в воде (лучше дистиллированной), их яркость полностью восстановится..
Большое спасибо за ответ! Возьму на вооружение Насколько я поняла,этот процесс распространяется на любые опалы? Интересно испробовать на чёрном...на части поверхности есть сероватые пятна. Единственное-опал с парой трещин и в кольце,не усугубит ли эксперемент ситуацию?
Распространять на все опалы все же не стоит.. Любые матричные - пожалуйста. А вот гидрофанам не всем такая процедура будет полезной..
Что касается камешков с трещинами, извините - но не отвечу.. Надо видеть камни, понимать их структуру и природу самих трещин.. И только тогда делатьвыводы и принимать решения..
GSK, Подскажите пожалуйста, сколько примерно будут сохнуть опалы, если их замочить в дистиллированной воде и вытащить? Просто камни из кучки выше освободил от породы и решил их промыть в дистилляте что бы удалить всю пыль. Оставил их в колбе с водой на час-полтора, вернулся и пришел в ужас - почти все камни стали прозрачными как стекло и не "сверкают". Вот и решил уточнить, просушкой вернется ли весь "шик и блеск" или каменья загубил?
Точные географические координаты места, куда русские чаще всего всех посылают: 14°24' и 71°18' - город Nahui, Peru.
Когда породу с них снял, они сверкали отлично. Вот только у некоторых в воде блеск сначала увеличился, а потом и вовсе исчез. У других исчезло мерцание без предварительно усиления. Одно радует - когда камни "напились" водицы, сразу стали заметны трещины, если таковы были. А как их лучше вести процесс просушки - выложить на блюдце и на шкаф от солнца подальше? Как узнать, когда просушка окончена? После такой процедуры, когда их на огранку можно будет отдавать? И еще один весьма нескромный вопрос - а свежедобытые опалы имеют ли запах? В смысле пахнут чем нибудь?
Точные географические координаты места, куда русские чаще всего всех посылают: 14°24' и 71°18' - город Nahui, Peru.
Запах??? Никогда не обращал внимания.. С чего бы..
Просто выложить на блюдце на воздухе, и все.. Контреолировать режим просушки жеалтельно по изменению веса. Как на следующий день изменение веса станет незаметным, так и сушить достаточно.. Визуально, если игра сильная - как перестанут краски усиливаться, значит все высохло.
Просчитать точно время невозможно, зависит от пористости материала и степени трещинноватости.
В огранку лучше отдавать сухими, чтобы хорошо были видны зоны опалесценции. А после огранки все равно сушить придется..
Мне просто попалась довольно большая кучка опальчиков.... Стал обдирать их и учуял какой то запах то ли сырости, то ли свежеполимеризованной синтетической резины... Точно никак сказать не могу.... Вот решил поинтересоваться....
Точные географические координаты места, куда русские чаще всего всех посылают: 14°24' и 71°18' - город Nahui, Peru.
GSK, Может и клеили, но выглядят как природные ))))) На всякий случай на анализ завтра отнесу аналитикам..... А может уже себе нюх сжег всякой органикой, вот везде и чудятся полимерные смолы и резины.... В любом случае, благодарю Вас за консультацию! В очередной раз выручили меня!
Точные географические координаты места, куда русские чаще всего всех посылают: 14°24' и 71°18' - город Nahui, Peru.